Category: путешествия

(no subject)

Я когда был молодой думал что дилершип это практически как кусочек производителя - там тоже белые полы, кристальная чистота, все современнейшее оборудование и работают там высокооплачиваемые мастера своего дела, до которых мне еще расти и расти. В сущности я ведь в Риге тоже три месяца поработал в дилершипе (Nissan, Jaguar) в звании ученика автоэлектрика (в основном сигналки ставил), но за недостатком собственного опыта успел разве что понять что платят там не так уж и много или, во всяком случае, не всем. В общем, имидж дилершипа даже тогда еще не сильно пошатнулся в моих глазах.

И даже потом мне пришлось сменить несколько дилершипов в двух разных странах чтобы понять что что-то хорошее в этой системе может образоваться только в порядке исключения и временно. Мне это хорошее так и не попалось, увы.

Ах да, вспомнил, я ведь даже один раз свою машину отдавал в дилершип, вернее снял ковер пола и отвез его в дилершип на химчистку, думал ну где еще как не в дилершипе мне сделают классно и профессионально что ковер будет как новый. В итоге заплатил за то что получил назад вонючую, мокрую и все так же грязную тряпку, которую потом сушил и чистил уже сам.

Общий совет пожалуй будет такой: если вы лично знаете хорошего спеца в дилершипе и организовываете что машина точно попадет именно к этому спецу, а он знает о вашем визите, тогда в дилершип можно ехать. В прочих случаях это лотерея - может получите хорошую работу, а может и нет, смотря к кому и когда попадет машина.

Хотя если вы лично знаете хорошего спеца, то можно к нему ехать куда угодно, не обязательно в дилершип.

10 лет однако

За всеми заботами и хлопотами текущего момента совсем забыл что этому бложику 10 лет исполнилось в начале марта. Писать я его начал на пароме из Риги в Любек когда переезжал в Ирландию, просто чтобы убить время, на пароме-то скучно и делать нечего. Думал что будет как записки путешественника, а уж в автосервис и прочее оно скатилось потом.

Перечитал свои первые записи, решил что их можно не держать под замком как наивные и дурацкие. Одно время я их как-то застеснялся было, а теперь подумал что и ничего, пусть будут. Так что для многих тут первые два месяца моего бложика будут открытием  (начиная отсюда: http://ploughlike-elk.livejournal.com/18328.html).

Заодно пришел к выводу что раньше я жил куда более лихо и беззаботнее, а радости от жизни было больше. Это я еще мемуары свои никак не допишу, в Риге было еще веселее. То ли старость, то ли груз ответственности, то ли разочарование от жизни - лениво анализировать почему так. Однако все же полезно перечитать самого себя десятилетней давности. Жаль что я раньше бложик не завел...

Особенности национального спроса

Хочу запилить пост для рабочего сайта про особенности национального, нет, не автосервиса, а запроса на автосервис. Чего хотят сами клиенты, что "принято" делать в плане техобслуживания и ремонта. Поскольку мой личный опыт не так уж разнообразен да еще и забылось что-то уже, требуется помощь зала, пишите в комменты.

Например здесь, в наших теперешних краях, клиент прямо таки панически боится течей любых жидкостей, но масла в особенности. Они платят огромные счета за устранение даже совсем незначительных течей масла. И гарантия (фордовская) тоже платит без проблем за любые течи, не надо даже преьявлять доказательства что течь действительно имеет место быть. Так принято - чтобы не дай бог нигде ничего даже не то чтобы не текло, но даже чтобы не потело маслом.

Также клиент достаточно охотно подписывается (и сам просится) на всевозможные промывки и замены жидкостей (flush). В основном масел, замена антифриза уже сильно менее популярна. Оно бы и неплохо, но удивительно что вопрос "а что именно вы мне туда зальете" никого не волнует. Залили некое свежее масло - уже хорошо. Не менее загадочно что замена тормозной жидкости в то же время под это правило не попадает. Клиента несравнимо легче подписать на замену жидкости ГУРа (которая мало где даже фигурирует в рекомендациях по ТО) чем на замену тормозухи. Впрочем, это, и еще замена салонного фильтра, это традиционно не делается нигде вообще.

Не менее характерная национальная особенность это частая замена масла. Я бы даже сказал, сверхчастая, некоторые это делают буквально каждые две-три тысячи километров.

А, и еще перестановка шин - с каждой заменой масла. Народное поверье гласит что чем чаще переставляешь шины, тем дольше они ходят. Кстати тут однозначно главное свойство шин это чтобы как можно дольше ходили, все прочие качества глубоко вторичны. Еще тут редко вижу чтобы стояли разные шины на одной машине, в основном полным комплектом (но это я в дорогих сервисах работаю).

Зато здесь никогда не меняют свечи и ремни ГРМ. На замену свечей после сотни тысяч пробега еще худо бедно можно подписать клиента, но ремни ГРМ действительно многие меняют только когда порвется. Часто вместе с двигателем, ага.

В Ирландии особенности другие. Там свечи реально было принято менять на каждом втором, а то и каждом первом сервисе, т.е. вместе с каждой заменой масла. И только дорогие иридиевые и платиновые свечи вынужденно выпадали из этого правила - очень уж дорого. Правда и ТО делали раз в год в лучшем случае (а Форд и в мануале даже писал что ТО делается раз в год, а не по пробегу и предлагал клиенту выбрать месяц проведения ТО!). По большей же части на ТО приезжали где-то раз в 20 тыс. км, а общепринято-рекомендованным интервалом было 15 тыс. км. Если рекомендовать ТО каждые 10 тыс. км это считалось нехорошей жадностью со стороны сервиса (в Альберте в дилершипе я указываю 8 тысь км , а то и 5 тыс. км). Некоторые и вовсе никогда ТО не делали, но машины выживали ибо периодически попадали по трейд-ину к дилерам или прочим продаванам и уж что-что но замену масла они делали. Перестановка шин делалась лишь тогда когда разница в степени износа была явно видна. Ремни ГРМ не то чтобы свято блюли по срокам, но все же в основном меняли. В Корке, на юге Ирландии, было принято шины держать приспущенными, накачивая шины до нормального давления, как в мануале или на табличке (где бы она там ни была приклеена) был реальный риск получить недовольного клиента в итоге. "Опытные" механики обьясняли мне что "перекачанные" (т.е. с нормальным давлением) шины опасны ибо "отскакивают от дороги на неровностях".

eye roll

Зато на течи масла всем было наплевать! Официальная гарантийная политика Пежо гласила что течью масла считается только когда на землю капает. Учитывая что под двигателем обязательно стоял основательный платиковый поддон да еще со всякими углублениями и лабиринтами в нем, на землю капало только тогда когда из двигателя уже все вытекло. В общем и целом, из течей масла никто трагедии не делал и загаженных текущим маслом двигателей и агрегатов было полным-полно.

Промывки и замены жидкостей? Нет, не слышали. Масло в коробку (любую) или задний мост, антифриз, жидкость ГУРа и, естественно, тормозная жидкость, считались залитыми пожизненно.

Из Латвии вспоминается лишь то что на каждой машине обязательно должна была стоять сигнализация. Да и еще всякие замки на все, иммобилайзеры, секретки... Серьезно народ относился к этой теме. А вот аирбаги и катализаторы - это излишества нехорошие, от них только вред. "Реставрация аирбагов" это совсем не то когда сработавший мешок укладывают обратно и засыпают пороху в пиропатрон, как можно подумать. На самом деле это когда вместо сработавшего аирбага делается точная его имитация, вплоть то выштампованной в виниле надписи "airbag". В работах лучших мастеров даже лампочка аирбага ведет себя так, как будто там и правда все аирбаги в порядке. Мастера попроще лампочку удаляют, а совсем уж неумехи заклеивают темной изолентой. То же касается и прочих лампочек сигнализирующих о неисправностях всяких глубоко второстепенных и лишних систем вроде ABS.

Зато в Латвии машины держали очень чистыми внутри. То же самое замечаю за подавляющим большинством понаехов из числа соотечественников в заграницах - машины внутри на редкость чистые, невзирая на возраст самой машины. То что в Латвии считалось за "полный свинарник в салоне" в Альберте будет нормальным состоянием салона семейного автомобиля. А то что в Альберте я вижу в рабочих траках, с грязью на полу от сапожищ работяг, в Ирландии, особенно в Корке, было как раз нормальным состоянием салона семейной машины. В машинах грязных по ирландским меркам слой грунта в салоне позволял выращивать в нем картошку. И это притом что грязь на севере Альберты это наимерзейшая грязь из всех что я видел в своей жизни. Даже у меня на заднем дворе дома (в городе!) в дождливую погоду даже в сапогах ходить сложно - эта грязь не отваливается под собственным весом, а с каждым шагом налипает все более толстым слоем. После десятка шагов сапоги остаются на земле, их уже не поднять. Помните ту сцену в Терминаторе где злой терминатор шел по жидкому азоту и у него отламывались ноги?



Вот примерно так же и тут. Это какая-то феноменально липкая глинисто-илистая грязь, которая застывая превращается в бетон. А при сбивании этого бетона молотком рассыпается в мельчайшую пудру. А в Ирландии хоть и вечно мокро, но грунт в основном скалистый и грязи не так и много. Только на полях и там где трактора на дорогу выезжают.

В общем, пишите где какие особенности спроса в автосервисе и около него.

(no subject)

До чего же все-таки путешествовать на машине лучше чем на самолете! Вон, в прошлом году на тренинг в Калгари отправляли самолетом, так пока в отеле живешь ни поесть вкусно, ни даже нормального чаю не попить. Общепит тут, прямо скажем, не изысканный. Не то чтобы совсем плохо, но так, плюс-минус разновидность макдональдса (я говорю о том, что в пределах пешей доступности от отеля и тренинг-центра) и никогда не угадаешь понравится заказанное блюдо или нет. На $30/день (не совсем строгий, но все же лимит на расходы на питание) особенно не попируешь за пределами фастфуда. Собственно, я никогда и не укладывался в лимит, питаться гамбургерами и пиццами не хотелось, а что-то получше, да с пивком, да еще чаевые надо оставить...

А когда с машиной - это уже совсем другое дело! С собой взят чайник, кофемолка, чай-кофе-сахар (и даже вода) и ужин на первый вечер. А на месте уже заскочил в супермаркет, набрал ягод, купил тортик, пивка и прочих деликатесов. Красотища! Несравнимо вкуснее да и полезнее. Тарелка малины, здоровое блюдо с вишней, два больших спелых манго - просто обожраться от пуза. Жаль что в номере кухни нет (бывают и такие отели) и кроме дошираков ничего горячего не приготовишь. Надо вот еще плитку с собой возить. Или вообще походную кухню смастерить. Впрочем, четыре дня на тренинге можно и так перебиться, особенно летом.

На Транзите ехать на дальняк относительно неплохо оказалось. Довольно тихий, примерно на том же уровне что и Мазда была, но все же еще надо заняться шумоизоляцией - так и так собирался, а лишний вес тут не проблема. Держит дорогу он не так стабильно как Мазда, то ли из-за довольно грузовой подвески, то ли боковой ветер влияет, надо по чуть-чуть корректировать направление всегда. Мазда прошло шла как по рельсам. Но все же не так дубово ехать как на большом пикапе типа SuperDuty. Всю дорогу держал 110 км/ч на круиз-контроле и от самого дома до отеля в Калгари так одним махом и проехал, 750 км без остановки. Мотор понравился в таком режиме. Если бы не трафик болтающийся под ногами и заставлявший изредка притормозить и разгоняться снова, то так всю дорогу и висел бы на 6-й передаче на 2000 об/мин. Даже в горки (их немного есть по пути) он не соскакивает на пониженные и даже не разблокирует гидротрансформатор, а только чуть громче рычит и шипит наддувом ощутимо толкая в спину. Непривычное чувство, кажется что он разгоняется когда едешь НА горку, ан нет, посмотришь на спидометр и тахометр, стрелки как приклееные. И многие машины на горках отстают. Расход топлива (средний) сперва было упал аж до 8.8 л/100, но это наверное был попутный ветер на начальном участке. Потом пошли горки и расход подпрыгнул до 10.7 л/100, а к концу, средний за всю дорогу вышел 10.1 л/100. Немало, хотелось бы поменьше, но и не разорительно. Дизельный Connect в Ирландии у меня потреблял порядка 6 - 7 л/100, но он был вдвое меньше по полезному обьему, да и топливо там подороже. Так что если чисто по деньгам, то этот фургон жрет примерно столько же, а везет больше.

Ну и снова замечен забавный эффект "большой машины" когда остальные водители вдруг становятся вежливее, почему-то начинают уступать дорогу и т.п. Не все, конечно, но разница чувствуется.

(no subject)

Вот и первый клиент пришел :-). Соотечественник, естественно. Именно из Латвии. Я пока специально так клиентов не ищу, ибо до фига работы по дому, которую надо за лето сделать, но человек попросил помочь, глупо же отказываться. Поменять масло, стойку стабилизатора - ну это фигня. Колеса переобуть на летнюю резину - это несколько неудобно, но ладно, поддомкратил, закинул оба комплекта в фургон, отвез на работу и там в обеденный перерыв поменял. Никто не спросил "че это за колеса тут?" и ладно. А вот просьба сделать развал-схождение (ибо резину сожрало немилосердно) сперва озадачила. На работе-то стенд есть, но даже после работы вечером загонять на него постороннюю машину мимо кассы не комильфо (свои-то можно, это не запрещают, лишь бы не занимал подьемник когда он нужен). Сперва хотел было отказаться. Но, в конце концов, нешто я не с Жигулей начинал! Хотя тогда-то, как раз, визит на развал-схождение был одним из моих двух визитов в сервис с той машиной. Причем тогда я ее еще и свалил с подьемника когда заезжал - ну, молодой был, зеленый еще :-). Да собственно сам я начал делать развал-схождение уже только в Ирландии где было какое-никакое оборудование, а тут уже совсем избалован компьютерными стендами, которые разве только сами за тебя гайки не крутят, а так все показывают, да еще и в 3D.

Но что есть стенд как не продвинутая линейка и уровень с базой данных? Так что посмотрел на Identifix данные по машине, перевел из десятичных угловых единиц в миллиметры на колесе, там же данные по колее и колесной базе. Определил где в гараже более-менее горизонтальное место на полу (думаете по центру? ага, щас...) и перекатил туда машинку. А дальше уровень, угольник, линеечка, веревочка и извлеченный из пыльного угла памяти "Совет Бывалых" из старинного "За Рулем" с рассчетами в SketchUp (а то бы еще и тригонометрию пришлось вспоминать). Благо хозяин машины просил чтобы лишь хоть более-менее поближе к норме привести. Вот и сделал, а че нам, кабанам, мы и не такие задачи решали! Причем даже не пришлось подправлять потом руль чтобы по центру стоял, значит и задние углы более-менее в норме. А то даже на продвинутом стенде и то потом иногда приходится подпиливать положение руля вручную если trust angle отличен от нуля. То ли я еще не знаю всех возможностей стенда, то ли он и не умеет этот момент учитывать. Хотя, иногда это и не из-за углов установки колес происходит...

Кстати, сделать чтобы лишь бы руль ровно стоял это вообще ерундовая фигня, делается без какого либо оборудования в два счета.

Фургоноводство. Пролог

Про работу на работе что-то писать совсем не интересно, там унылая рубка капусты и нервотрепка, ну ее нафиг. Лучше про домашнее творчество, которое сейчас как раз начинается вовсю.

Для этого, собственно, фургон и был нужен в первую очередь. Я ведь с работы дома и начинал, собственно (как-нибудь дозрею на мемуары про это), и так мне с тех пор и нет счастья работать по всяким чужим конторам винтиком в коллективе. Явно во мне крестьянская натура, а не пролетарская, без своего куска земли и угла мне плохо, а без начальства - хорошо.

Была в разработке и мысль просто обзавестись для дома вторым комплектом инструмента, но по некотором размышлении я ее отбросил. Во-первых, парк инструмента постоянно растет и покупать все в двойном экземпляре никаких денег не хватит. А привыкнув к инструменту который получше переходить обратно на абы-какой, даже для эпизодической работы, крайне неприятно. Вот сейчас приходится работать кое-каким из своего старого инструмента, который лежит дома, и это совсем не тот коленкор когда снова тратишь по полминуты на каждый болтик, который привык уже откручивать за одну-две секунды. Во-вторых, даже имеющийся на сейчас инструмент стоит уже больше чем разница в цене между фургоном и легковой машиной (и это при том что я не любитель тратиться на сплошь брендовый инструмент) - машина-то все равно нужна, поэтому надо смотреть не на саму цену фургона, а на разницу по сравнению с легковой машиной. В-третьих, фургон дает мобильность класса "работаю там где сегодня есть работа, а не там где стоит мой тулбокс". То есть, перехватить сотню-другую на случайной работе можно не задумываясь о том, какие инструменты для нее надо взять с основной работы чтобы не зависнуть из-за какой-то ерунды - можно просто взять все :-). Наконец, привезти что-то громоздкое для себя, для дома, вообще больше не вопрос. Даже одного лишь последнего аргумента хватает чтобы задаваться вопросом почему все прочие не покупают фургон в качестве второй машины в семью - это же так удобно, а ездить на нынешних еврофургонах вполне даже приятно.

Вот чем, например, плох этот интерьер? :-) Тем что радио нет?

P1020208

А почему не пикап, как у всех тут? Врать не буду, мне тоже мечталось про пикап еще когда я в Ирландию переезжал. Там они не были столь массовы как здесь, но тоже были в ходу у строителей и фермеров и выглядели весьма соблазнительно со всякими брутальными вторичными внедорожными признаками и прочими сверкающими штучками. Но сперва на пикап не было денег, а потом почему-то и не приходило больше в голову и даже покататься в первый раз на пикапе получилось уже после того как я купил свой Connect. Не понравилось, кстати. На самом деле же практичность пикапа начинается только тогда когда к нему прицеплен трейлер. Потому как трейлеры могут быть совсем большие, такие что в него не то что машину, а и весь мой Transit запарковать можно. Но и стоить такая связка будет уже намного дороже и ездить с трейлером это совсем не из серии "удовольствие от вождения". Немало мест куда просто не подьедешь с ним в принципе. А вот сам по себе пикап с открытым корытом вообще почти бесполезен. Туда даже продукты из магазина особо-то не кинешь, как в багажник легковушки. Сплошь и рядом кузов в пикапе используется вот так:

20150330_091327

Можно поставить на кузов жесткую крышку и превратить пикап во что-то вроде большого седана (только доступ в такой "багажник" будет намного хуже) или поставить будку-нахлобучку и получить микрофургон с очень низкой крышей, гигантской погрузочной высотой и кое как закрывающейся единственной дверкой. И не забываем про стоимость. Хотя самые дешевые пикапы начинаются чуть ли не с двадцати тысяч, но это с самой короткой кабиной и задним приводом, а как только захочется чего-то более-менее соответствующего имиджу пикапа цена быстро карабкается вверх. Так что хоть и три года уже живу в краю пикапов, но так и не проникся я этой идеей.

Конечно, если бы надо было месить говна или бороздить снежную целину, тогда расклад был бы другой. Но пока такого мне не надо и не хочется.

Еще надо признать что современные (именно совсем современные) полноразмерные пикапы в хорошей комплектации очень комфортны на ходу. Это, правда, относится только к младшей серии (150 или 1500 у американцев или японские Titan и Тундра) у которой независимая предняя подвеска и пружины с рессорами помягче (и у которых грузоподьемность в пределах 850 кг и меньше, маленький Connect везет столько же). Даже на только что ушедшем поколении F-150 ехать (по прямой) на большое расстояние было весьма неутомительно, а новое поколение еще на голову выше - очень тихие и приятные на ходу, почти на уровне престижных немецких седанов, серьезно. Но это пока по прямой. А вот на извилистой дороге хороший еврофургон уже более зажигателен, некоторые рулятся на уровне весьма неплохой легковушки. Во всяком случае даже мой Connect первого поколения ехал куда интереснее чем, скажем, Nissan Almera (а новый Connect едет еще лучше).

(no subject)

Позапрошлый пост про электромобили вызвал достаточно оживленные дебаты. И мне показалось что залог непонимания лежит в аспекте того что многие не допускают возможности иметь более чем одной машины. Скажем, я охотно уже пересел бы на электромобиль, но при этом я бы все равно имел в запасе бензиновую машину. Вот именно для поездок на дальние дистанции если вдруг надо (периодически надо бывает). Поэтому вопрос длительности заправки или смены батарей для меня не стоит остро ибо каждодневная эксплуатация это доехать до работы-обратно и по магазинам. За ночь заведомо успеет зарядиться. Основное препятствие, вернее, основной аргумент внутренней жабы, это необходимость платить за страховку и регистрацию лишней машины. Кабы страховщик мне застраховал обе машины комплектом, по цене одной (ведь ездить-то я физически не могу сразу на двух), а государство дало бесплатную регистрацию (которая по сути налог на машину), то сама по себе стоимость лишней машины меня бы не напрягла совершенно.

(no subject)

Еще не зима, но вспомнил вот.

Еду прошлой зимой по улице, тест-драйв по какому-то поводу делаю. Снег, лед, умеренно скользко. Вижу из переулка справа от меня какой-то большой джип типа Tahoe или Yukon выезжает на мою дорогу поворачивая налево (т.е. навстречу мне). Вижу что мужик за рулем поддает газу в повороте, хочется ему эдаким эффектным веером поворот сделать. Вместо этого получается разворот на 180 градусов и он встает носом снова к тому переулку откуда выезжал. Секунду-другую постоял в замешательстве, потом заехал обратно в переулок, развернулся и снова встал к стоп-линии к тому момент когда я проезжал мимо.

Контроль над мощностью (и в целом над машиной) важнее чем ее величина, однако. Даже просто играя в Гран Туризмо какой-нибудь и то это понимаешь.

http://wp.me/p4zTi9-i8

(no subject)

Забег на 2200 км открыл неприятную сторону Уазика (aka Honda Element) - жрет, собака, как не в себя! Всю дорогу держал около 120 км/ч (ага, превышаем немножко) так вышло где-то под 12 л/100 км. По моим европейским привычкам это до хрена как много, хотя местные говорят "а что тут такого, это еще ничего". Вон у меня был Transit Connect, даже побольше размером и те же 120 км/ч на нем можно было держать легко, так он едва ли переваливал за 7 л/100 км. Ибо дизель! Да и аэродинамика сундука у Уазика тоже не способствует экономии топлива. В общем, не такая уж и клевая машина для путешествий оказалась. Вдобавок из-за распашных дверей, которые довольно податливы в закрытом положении, при боковом ветре в уплотнениях начинает засвистывать сквозняк.

(no subject)

Что ж, принимаю поздравления. Получил сегодня подтверждение об успешной сдаче квалификационного экзамена. Сдал на 94%, чтобы не завалить достаточно было 70%. По всякой электрике и диагностике там вообще все ответы правильные (ну это мой любимый конек, так что неудивительно). Сам экзамен был несколько сложнее чем ожидалось, не такая халява как я уже привык иметь на всех экзаменах в заграницах. Не допускалось ничего с собой приносить, в том числе телефон или другой девайс, никуда нельзя смотреть, не разговаривать... Впрочем, я был единственный кто сдавал на автомеханика из присутствующих и единственнный кто сдавал на journeyman (это ну как бы самый высший рабочий разряд). Сосед-американец тоже сдавал экзамен, раньше меня. Он сдал на 82% и получил сертификат с красной печатью (Red Seal), это считается специалист - круче не бывает. По идее тогда и мне должны дать Red Seal, сам сертификат придет позже, где-то еще через месяц. Бывает еще Blue Seal - это труба пониже, дым пожиже и действует не на всю страну, а только на Альберту.


С Red Seal тут найти работу - как нефиг делать, зарплаты по обьявлениям до $45/час. Это по автосервисам, по промоборудованию и всякому heavy duty (туда тоже часто автомехаников набирают) и побольше бывает. Eще интереснее перспективы работы с частным клиентом: тарифов меньше $100/час нет нигде, а очереди из клиентов похоже что везде, кроме той конторы где я сейчас работаю. Опыт достаточно успешной быстрой раскрутки сервиса тоже есть. Так что тут дело только за получением вида на жительство вместо рабочей визы.


Впрочем, пока я тут в Ниссане хочу еще получить местный ниссановский сертификат, пусть будет для коллекции :-). Там обучающих модулей много, но они относительно интересные, можно что-то полезное еще почерпнуть.


Напоследок вот картинка горы знаний, которую я одолел перед экзаменом. Там особых откровений не было, но местами небесполезно. По коробкам-автоматам, в частности, неплохо растолковано было и еще по практической части работы было достаточно ценного материала, который в книжках особо не встречается.


P1010931