Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

(no subject)

В достаточно незамысловатой подростковой диснеевской киносказке Tomorrowland была озвучена шикарная мысль: In every moment there's the possibility of a better future, but you people won't believe it. And because you won't believe it you won't do what is necessary to make it a reality. They dwell on this terrible future and you resign yourselves to it for one reason, because that future doesn't ask anything of you today.
Вкратце переводится так: "В любой момент времени есть возможность лучшего будущего, но вы люди в него не верите. И поскольку вы в него не верите вы не будете делать то, что необходимо делать для его наступления. Вы предпочитаете ужасное будущее по одной лишь той причине, что для его наступления вообще ничего не надо делать."
Это, блин, надо в школах преподавать!

Мемуары. Глава 1.

Примерно в эти дни (не помню уже, то ли 17 октября, то ли где-то около того) 19 лет назад я подписал договор на аренду гаражика в Риге чтобы в нем заниматься авторемонтом и установкой сигнализаций. В нем я проработал почти девять с половиной лет и вот только недавно я осознал что это была лучшая работа из всех что у меня были. Но начинать надо не с этого.

Откуда у меня такой нездоровый интерес к автомобилям? Черт его знает. Да, отец был автомехаником, но он много где еще работал. Собственно, как раз в автосервисе он и не работал. Работал шофером, имел все категории в правах и квалификацию "Водитель Первого Класса" - ну то есть круче не бывает. Папаша вообще был идеалистичный нонконформист. Вступил в партию потому что думал что там самые лучшие люди общества. Получил высшее образование в Высшей Партийной Школе КПСС. Работал начальником автоколонны - довольно таки немаленькая степень начальства. А потом разочаровался в КПСС и советской власти, порвал партбилет, причем задолго до перестройки, когда это стало модным трендом. С начальников его поперли за это конечно, потом он сидел без работы какое-то время (поди с волчьим билетом в характеристике за такое дело), писал в журнал "Крокодил" в поисках справедливости. Я привлеченный логотипом "Крокодила", который я любил читать (у отца была огромная подшивка), это письмо открыл, ничего не понял по молодости лет, но мне за это сильно влетело все равно. Потом отец устроился слесарем на какой-то заводик (вроде даже ювелирный), потом работал механиком в милицейском гараже и слушал "Радио Свобода" по ночам. В общем, неуживчивый характер и подверженность наивным идеям это у меня явно наследственное, от отца.

Отец особо детьми не занимался (как и я впрочем своими) и больше выполнял карательные функции - это с матерью можно было спорить, а вот отца я побаивался (как и мои чада - меня). Хотя он не пил (вернее был ответственно пьющим ;-) ), не курил вообще (если только на спор), умел делать по дому все что угодно. Ну разве что телевизор сдавали в мастерскую если ломался, а так все отец сам делал. Причем хорошо делал. Машину тоже сам всегда обслуживал и ремонтировал. Ну вот, наверное, с подсознательной целью заслужить его уважение и у меня рукастость развилась. Мне всегда было стыдно что-то не уметь делать потому что вот отец бы не одобрил, м-да.

Хотя сам я в детсве был чисто ботаником. Это сейчас у меня рожа кирпичом и глаза с нехорошим прищуром - люди частенько побаиваются, а в детстве я был тощий, хлипкий и в очках, в драки не лез и почти не бедокурил. До седьмого класса еле мог пару раз подтянуться. В седьмом классе на меня что-то нашло и я хоть и не побил рекорд в своем классе, но был близок к тому. После школы еще и в секцию карате ходил какое-то время, но потом появились другие интересы (девки, деньги, ага).

А, ну да, еще я непрерывно рисовал машины. Едва ли не сколько себя помню. Почти всегда в виде сбоку, иногда в трех проекциях, как на чертеже. Трехмерное изображение мне так и не далось - я не столько художник, сколько чертежник. Но зато начертил я этих машин дофига. А что еще на уроке делать, не слушать же что там училка говорит! Собственно даже в классе моем некоторые запомнили что я машины все время рисовал.

И не только в школе, но и дома. Целыми альбомами в больших толстых тетрадях в клетку. Один даже сохранился у меня до сих пор :-). Надо картинки насканировать оттуда что ли...

Однокашники часто спрашивали глядя на мое творчество "а это какой марки машина?" Блин, ну никакой она марки, я их сам придумываю. Да, была у меня мысль стать автодизайнером, я даже книги искал на тему технического дизайна в библиотеке, но изучив этот вопрос понял что мне дизайнером не стать - нет у меня художественных способностей и яркой выдумки. Да и вообще это достаточно гуманитарная специальнось, а я был ярко выраженный технарь по складу ума.

Но практически до конца школы технарь я был чисто теоретический. Игрушки свои я никогда не ломал, следовательно и не ремонтировал. Какие-то инструменты брал в руки редко и с переменным успехом, скажем так. Правда у меня было до фига всяких разных конструкторов: и из железных планочек с винтиками и гайками, и пластмассовые всяких разных систем, и некое отдаленное подобие ЛЕГО в советском исполнении, парочка как бы архитектурных конструкторов и целых три одинаковых комплекта ГДР-овской копии ЛЕГО - из чего получился просто гигантский набор деталек для творчества. Чего я только не собирал из него: от здоровенных транспортных самолетов до зданий аэропорта, модели комбайна (!) и бесконечных вариаций всяких машинок. Даже помню придумал такую модель, которая из самолетика одним движением по отстегиванию лишнего превращалась в автомобильчик. С этим конструктором я настолько много играл что детальки окончательно износились и перестали держаться одна за другую и их приходилось прокладывать волокнами ваты для более плотного соединения. Может потому я и не ломал игрушки, что у меня не было проблем с доступом к конструкторам.

Но зато читал я запоем, проглатывая целые тома за день-другой (надо вернуться к этой практике, читать книги на английском, а не в интернете сидеть часами). Очень много читал в детстве. Кстати научился читать я совершенно самостоятельно чем немало удивил родителей, когда я потребовал зайти в магазин игрушек увидев его из окна машины. На попытку ввести меня в заблуждение, что дескать никакого магазина игрушек тут нет, я возразил что прочитал вывеску и там написано "игрушки". Собственно научился читать я по книжке "Обучение ребенка чтению". Валялась такая в доме, наверное родители планировали обучать меня, но у них руки не дошли (угу, тогда они у них дошли зато до того чтобы мне брательника заделать). В итоге меня еще в садике запрягали читать группе книжки вслух.

И в библиотеку я упросил меня записать еще до школы. Повезло - в поселке на Украине где я жил библиотеки были с очень хорошим выбором книг. Когда меня в первый раз мать за руку еще привела в библиотеку (это до школы еще, напоминаю), библиотекарша мне показала на книжки для первых классов. Но я решил, вы че, издеваетесь что ли, чтобы я тут сказочки с картинками про мишек и лошадок читал? Вы меня что, за идиота держите, да? В итоге в певый же визит я не без борьбы и не без содействия родителя взял домой... пару номеров журнала "Моделист - Конструктор". Это шестилетний шпингалет, на минуточку, не удивительно что библиотекарша не хотела давать. Ну и потом я уже сразу залезал в секцию где книги для школьников постарше, про космос, про самолеты ("Как человек научился летать" была такая клевая книга, хорошо изданная и интересно написанная, вот до сих пор помню!), ну и про машины, само собой. Тогда, впрочем, про машины разве что книги Долматовского были. Но они таки дико хорошо написаны были и даже без картинок (страницы с картинками были вырваны) читались на ура и запоем.

И, само собой, журнал "За Рулем". Тогда оформить на него подписку было трудно. По неким льготам подписку давали селянам в деревне, а мы жили в "поселке городского типа" - тоже деревня, но большая, с заасфальтированной центральной площадью с райкомом партии и Лениным показывающим рукой на универмаг. Каким-то образом у отца образовался знакомый в деревне, на которого и оформили подписку. Раз в месяц ездили к ним в гости и там брали очередной номер журнала. Вот с номера 1, 1983 года я их и читаю. Потом уже у отца обнаружились и более старые номера, но их я разрезал на страницы с картинками по своему разумению и подшил скоросшивателем. За что мне тоже влетело, и еще как. Сильно позже я и сам готов был отодрать себе задницу когда оказывалось что от ценной статьи в "Клубе Автолюбителей" или "Страничке Мотоциклиста" осталась только половина. Удушил бы паршивца собственными руками, ей богу! Н-да, где-то в то время, можно сказать, я был на волосок от смерти.

Потом еще добавилась подписка на "Юный Техник" (о, только сейчас сообразил, а я ведь писал даже что в русском языке мол нет слова "техник" думая что это плохая калька с английского" technician"), "Техника Молодежи" и даже "Автомобильная Промышленность США" (ага, был такой журнал в советское время, представьте себе). "Наука и Жизнь" никогда не выписывали - дорого было, и так в сезом подписки тратили под сто рублей на подписки (ползарплаты за месяц, если что). Но ее я в библиотеке брал, еще у какого-то знакомого родителей взял пачку номеров. У другого родственника были утащены-подарены-ребенку пара лет "Техника Молодежи" за 1968 - 69 годы - эти были обалденны, в восьмидесятые годы журнал был уже не тот. Зато в поздние годы там появилась рубрика программирования для программируемых калькуляторов. Я сразу такой захотел, но увиденный в магазине похожий калькулятор, выпрошенный купить у родителей, оказался нифига не программируемым - я был малой еще и не разобрался в моделях. Позже я таки купил правильную модель и с головой ушел в освоение программ. Да так что когда в школе пошли уроки информатики и я дорвался до персонального компьютера (Электроника какая-то-там) в классе программирования, то учителя на уроке я уже не слушал. Пока он там обьяснял детишкам какие-то прмитивные основы я уже транслировал с языка калькулятора на Бейсик подобие авиасимулятора и даже делал к нему некий графический модуль. Уже после школы у меня появились деньги на покупку клона ZX Spectrum. Наигравшись вволю в игры я снова с головой ушел в программирование (к огромному неудовольствию домашних, которые лишились сразу телевизора, магнитофона и игрового компьютера). Быстро выяснил что Бейсик очень медленный и на нем ничерта не сделаешь, стал осваивать Ассемблер, но пал жертвой плохой аппаратной базы - сохранять фрагменты кода на магнитофон с зажеванными кассетами и раздолбанным линейным входом было лотереей с непредсказуемым исходом. Там уже скоро и первая машина появилась и программист во мне умер. О чем я периодически жалею, ибо интерес у меня был очень большой к этой технологии, а деньги в ней зарабатываются куда большие чем в автосервисе (я не о среднем уровне, а о максимальном говорю)

А, да, первая библиотека в которую меня записали это была какая-то вроде как школьная, но не при школе, а отдельно. Потом я был записан в собственно детскую (вот она была шикарная по выбору книг, особенно всяких научно-познавательных и фантастики). Потом еще уговорил мать записаться во взрослую, чтобы мог оттуда брать книги. Достаточно быстро я стал ходить туда сам, но по абонементу матери, и там уже можно было найти очень хорошую научную фантастику, которой в детской библиотеке не было. И даже библиотека в школе имела довольно неплохой выбор книг.

То-то я думаю с чего бы это у меня в сорок лет вдруг снова появился острый интерес к науке. А это я в детство впадаю оказывается.

Вот так, запоем читая все подряд, я постепенно дошел до книг по устройству автомобиля. Уже не популярных, а серьезных, их у отца было, а потом и сам покупал когда видел в магазине. "Автомобильный справочник НИИАТ" в двух изданиях, "Советские Автомобили" в издании шестдесят какого-то года и еще одно, еще более старое и уже довольно ветхое. Эх, жаль не сохранились! Еще альбомы по устройству "Жигулей" с отличными иллюстрациями всех систем и агрегатов (блин, вот почему сейчас нет таких книг!), каталоги деталей для "Жигулей" разных моделей и Волги ГАЗ-24. Еще какие-то книги были. И вот я по ним более-менее досконально изучил устройство автомобиля... при этом даже не представляя как многие детали и узлы выглядят в натуре! Потому что в гараж с собой меня отец не брал, он с машинами ковырялся сам по себе или с какими-то своими знакомыми.

Но зато он научил меня водить машину еще в семь лет! Не просто рулить, а именно жмакать на педали, переключать передачи (ну там с первой на вторую только), трогаться (это самое страшное конечно) и останавливаться. Сидя на коленях у отца, конечно, но таки сам! И таки в семь лет! :-)

Когда мы переехали в Латвию у отца случился инсульт. Он как раз привез контейнер с вещами с Украины, разгрузил его, пошел мыться в душ - и упал. В первый же день по приезду в Латвию (мы с братом и матерью приехали раньше). Очень тяжелый инсульт, думали умрет в течении следующих пары дней. Но он остался жить парализованным, не мог говорить, потом немного пошел на поправку, вернулась речь, даже начал ходить... Но резко сдал и умер когда мне было шестнадцать. Машину продали задолго до того, так что больше уроков вождения у меня не было пока в школе не началось автодело.

Но зато с четырнадцати лет у меня начался Мопедный Период. Об этом уже в следующей главе, а то поздно уже.

(no subject)

Наткнулся на работе на интересную статью в профессиональном журнале. Про нехватку механиков в автосервисе. Вкратце пересказываю (в оригинале статья на двух страницах здесь, выпуск за октябрь 2013, стр. 22 - 24).

Безработица в Канаде на сентябрь прошлого года составляла 7.1 процента, безработица среди молодежи 15 - 24 лет составляла 13.6 процентов, а 20 процентов выпускников университетов работали не по той специальности на которую обучались при этом имея $28 000 долга за образование (в среднем). В то же время в автосервисе недостаток механиков составил 5000 душ, а если посчитать с грузовыми сервисами, кузовным ремонтом и специалистами по запчастям то эта цифра достигает почти 12 000 человек. Если меры по преодолению нехватки специалистов не будут предприниматься, то предсказывается что эта цифра будет удваиваться каждый год в течение последующих четырех лет в виду как роста сектора автосервиса так и ухода на пенсию или в другие области имеющихся специалистов. Таким образом к 2017 году возможна нехватка 20 000 специалистов в автосервисе или 76 000 человек если считать и смежные области деятельности.

Почему так? Во-первых, только половина из всех автосервисов в Канаде берут на работу учеников. Либо потому что автосервисы недостаточно большие или имеют недостаточно работы для найма учеников, либо по той причине что не хотят вкладывать деньги в обучение учеников. Не окупается.

Во-вторых, в 90-х годах молодежь стремилась обучаться на IT, а после того как Интернет-пузырь лопнул модно было идти в бизнес-школу и получать MBA. Рабочие специальности рассматривались как самый последний выбор, как грязная и низкая работа без перспектив. Множество колледжей закрыли программы по обучению механиков ввиду отсутствия желающих.

Почти 50 процентов из тех кто все же поступал на обучение автомехаником, бросили обучение после двух лет. Почему? Из-за дедовщины (hazing) в автосервисах (!) и преимущественного использования учеников на примитивных, грязных и низкооплачиваемых работах. Кроме того, поскольку учеников используют на примитивных и грязных работах, к тому моменту, когда они заканчивают обучение опыта выполнения серьезных работ у них все равно нет и реальная квалификация не соответствует той, которая на бумаге.

Еще один фактор заключается в том, что современные автомобили требуют меньшего обьема простых работ по ремонту и обслуживанию чем раньше и, напротив, возрастает доля сложных ремонтов и диагностики. Что также приводит к ситуации когда в сервисе заняты лишь один-два высококвалифицированных механика выполняя сложные работы, а остальные (т.е. ученики по большей части) занимаются заменами масла, шинами и заменой колодок.

На целой второй странице статьи автор высказывается что, по его мнению, надо сделать, чтобы такую нехорошую ситуацию переломить, склоняясь к тому, что сами бизнесы должны привлекать, взращивать и удерживать новые кадры. Вскользь также упомянуто, что привлечение иностранных работников влечет за собой отдельную немалую проблему знания ими языка (что, как ни странно, действительно немаловажно в автосервисе ибо, пусть и опосредованно, но механик имеет дело с клиентами, а также с другим персоналом сервиса и языковой барьер тут будет огромной проблемой).

Что ж, оно вроде бы и правильно, что бизнесы должны сами взращивать себе кадры, но на мой взгляд, это нереально. Выращивание квалифицированного кадра это инвестиция недешевая. Самое обидное, что просто отдав какие-то там тыщи на его обучение где-то там ничего не получится. Во-первых, кадры склонные к постижению теоретических знаний в автосервис как правило не идут, а выбирают специальности хотя бы уж почище. Во-вторых, хоть теория и архиважна (причем на весьма крепком, считай инженерном уровне), но ее недостаточно. Особенно ее недостаточно для зарабатывания денег при нынешней системе оплаты труда в автосервисе. Механик-теоретик проблему найдет и машину починит, но это займет у него столько времени, что заработок его будет на уровне работника макдональдса или ниже. Соответственно надо или пересматривать нормативы времени операций, которые сейчас рассчитаны на выполнение операции механиком с многолетним опытом и предварительной тренировкой на выполнение именно данной операции, или этого механика тренировать практически, чтобы он укладывался в нормативы имеющиеся. Чтобы тренировать практически, к ученику (или механику-теоретику) должен быть приставлен опытный наставник. И им обоим надо платить за время обучения при том что эффективность их как добывателей денег для бизнеса будет значительно уменьшена. Сколько времени уйдет на такое практическое натаскивание? Думаю, что не менее двух лет достаточно плотного наставничества, это при условии что руки у человека изначально растут из правильного места.

Теперь скажите, какой автосервис будет отрывать от продуктивной работы эффективного работника на пару лет, чтобы воспитать еще одного, который вовсе не факт что останется возвращать сделанные в него инвестиции? Причем, с учетом потраченных на оплату времени этих двух людей, ученика и наставника, эти инвестиции будут куда серьезнее затрат на новое оборудование, например. Я сплошь и рядом вижу сервисы (вернее, других я и не вижу) которые не хотят тратиться на оборудование, которое никуда не уйдет и начнет деньги отдавать прямо сразу, так что уж там говорить про расходы на обучение новых кадров.

Вот такая ситуация: в автосервисе чем дальше, тем больше будут нужны специалисты высокого уровня, но система обучения их до такого уровня практически отсутствует. И это хорошо. Потому что сейчас, как я считаю, механиков еще слишком много. Если бы их было раз эдак в пять меньше, то работать было бы куда как приятнее и интереснее :-).

(no subject)

Я уже как-то высказывался на эту тему, но повторюсь еще раз. Образование механиков (и, я подозреваю, других технических специальностей) построено, мягко говоря, неоптимальным образом. Правда, я сужу по результату, с самим процессом я сталкивался не так много - походил да забросил курсы в Ирландии, да посещал всякие технические тренинги у дистрибьюторов. А, ну я еще заочно учился год в техникуме в Риге, но тоже забросил. Все это было неинтересно, скучно, устарело и далеко от реальности. А результат я вижу в виде свежеиспеченных механиков с дипломами и сертификатами, которые мало чего умеют и еще меньше знают.

Похоже что их натаскивают на какие-то определенные технологии и операции, которые все равно устаревают пока эти механики дойдут до реальной работы. Вместо этого специалисту в сфере авторемонта надо показать как и для чего эти технологии развивались. Буквально начиная с первых автомобилей и далее по всей временной шкале, показывая как появление новых технологий вносило свою лепту в появление автомобиля нынешнего. Обучаемый должен сам быть поставлен перед теми задачами, которые стояли перед конструкторами автомобилей в разные периоды развития. Легче сначала обьяснить устройство двигателя Ford T, а потом уже добавить к этому все то, что развилось позже. Если обучаемый попробует сам предположить пути решения и ознакомиться с тем, как их решали другие, это, возможно, даст способность к дальнейшему самообучению, без которого в этой сфере просто никак уже не обойтись. Даже все эти учебные курсы от производителей это затыкание пальцами дырок в рушащейся плотине. Чтобы подробно разжевать механикам устройство и работу всех систем на всех моделях даже одного производителя не хватит никакого времени, механик должен быть обучен усваивать эти вещи самостоятельно, в любом порядке и в кратчайшие сроки. Вместо оплаты времени инструкторов и тренеров лучше бы разработали единый стандарт мануалов, электросхем и прочей технической информации обязательный для всех и с реализацией обратной связи для накопления и систематизации опыта ремонта и диагностики.

В настоящее время отрасль опирается на накопленный индивидуальный опыт каждого механика, которого при все возрастающем многообразии конструкций имеющихся на рынке уже никак не достаточно. На работе есть механик, который 12 лет работал только с Ниссанами с североамериканского рынка посетил, наверное, все курсы, какие только были, обвешал стену дипломами и сертификатами, но и он допускает диагностические ошибки и даже избегает связываться с проблемами на новых моделях. То есть даже 12 лет опыта ограниченного одним-единственным производителем не дают полной компетентности.

Так что автомеханик должен быть в первую очередь обучен не кручению гаек, а умению осваивать сходу любые новые технологии. Что конечно уже скорее соответствует квалификации инженера, нежели механика или техника работающего по инструкциям и пошаговым алгоритмам.

Благие пожелания, конечно, ничего такого не будет. Хотя бы потому, что подавляющее большинство людей просто не способны в принципе к самообучению, а добрая половина (по оптимистичной оценке) механиков функционально неграмотны - читать умеют, но прочитанного не понимают. Наконец, проблемы с образованием имеют место даже у врачей, чего уж там говорить про тех, кто всего лишь ремонтирует машины.

(no subject)

Что ж, принимаю поздравления. Получил сегодня подтверждение об успешной сдаче квалификационного экзамена. Сдал на 94%, чтобы не завалить достаточно было 70%. По всякой электрике и диагностике там вообще все ответы правильные (ну это мой любимый конек, так что неудивительно). Сам экзамен был несколько сложнее чем ожидалось, не такая халява как я уже привык иметь на всех экзаменах в заграницах. Не допускалось ничего с собой приносить, в том числе телефон или другой девайс, никуда нельзя смотреть, не разговаривать... Впрочем, я был единственный кто сдавал на автомеханика из присутствующих и единственнный кто сдавал на journeyman (это ну как бы самый высший рабочий разряд). Сосед-американец тоже сдавал экзамен, раньше меня. Он сдал на 82% и получил сертификат с красной печатью (Red Seal), это считается специалист - круче не бывает. По идее тогда и мне должны дать Red Seal, сам сертификат придет позже, где-то еще через месяц. Бывает еще Blue Seal - это труба пониже, дым пожиже и действует не на всю страну, а только на Альберту.


С Red Seal тут найти работу - как нефиг делать, зарплаты по обьявлениям до $45/час. Это по автосервисам, по промоборудованию и всякому heavy duty (туда тоже часто автомехаников набирают) и побольше бывает. Eще интереснее перспективы работы с частным клиентом: тарифов меньше $100/час нет нигде, а очереди из клиентов похоже что везде, кроме той конторы где я сейчас работаю. Опыт достаточно успешной быстрой раскрутки сервиса тоже есть. Так что тут дело только за получением вида на жительство вместо рабочей визы.


Впрочем, пока я тут в Ниссане хочу еще получить местный ниссановский сертификат, пусть будет для коллекции :-). Там обучающих модулей много, но они относительно интересные, можно что-то полезное еще почерпнуть.


Напоследок вот картинка горы знаний, которую я одолел перед экзаменом. Там особых откровений не было, но местами небесполезно. По коробкам-автоматам, в частности, неплохо растолковано было и еще по практической части работы было достаточно ценного материала, который в книжках особо не встречается.


P1010931

(no subject)

Что-то дела на работе идут все хуже и хуже. Поток клиентов уменьшается и атмосфера оптимизма постепенно сменяется на грызню и склоки ибо механиков явно больше чем работы для них. Самое обидное что кругом работы полно везде требуются механики, и в автосервисы и на промоборудование, а уйти не могу, привязан к работодателю по рабочей визе. Вот сдал экзамен на сертификат, но результаты получу только через неделю-другую. Полной уверенности нет ибо как во всяком экзамене результат зависит не от твоего знания или умения, а от способности угадать, что хочет экзаменатор. Например вопрос "как соединаете провода при установке системы дистанционного запуска" имеет два варианта ответа потенциально правильных "спаять и заизолировать термоусадкой" и "соединить обжимным коннектором и заизолировать изолентой". А выбрать надо только один! Блин, ну тут дискуссия стара как мир, паять или обжимать, лентой или термоусадкой, а практически и так и эдак делаю, по обстоятельствам. Опыт установок и ремонтов не выявил явных преимуществ какого-либо метода. Хотя есть до фига апологетов и того и другого подхода, одни паяют все, другие ничего и никогда не паяют. К какому лагерю принадлежит экзаменатор - поди попробуй угадай.

Когда предлагали работу обещали что будут платить за 160 часов в месяц по любому, но уже столько раз ловил начальство на вранье, что и в этом тоже не уверен уже. Особенно любят преувеличить цифры всяких расходов, типа вот за этот инструмент заплатили десять тыщ баксов, берегите его, но вот на сайте поставщика оборудования вижу цену за ту же модель в два-три раза меньше. И это розничная цена, для любого с улицы, наверняка крупная группа дилеров получает существенную скидку. Ну и по мелочи, там соврал, тут приукрасил, здесь недосказал. Тьфу, бля...

Вообще, общая лживость у западного человека уже заложена на генетическом уровне. Они так воспитаны, сказать тебе не так как оно есть, а так как тебе будет, по их мнению, тебе приятно услышать. Это еще в лучшем случае... Ну а что, ложь не входит в список смертных грехов христианина.

Очень неприятно что нет никакого контроля за тем, сколько часов наработал. Можно посмотреть в компьютерной системе свое начисленное время, но бывает что работа сделана, а напротив нее нолик. Ходил сперва выяснял, сказали типа что система не всегда показывает, но ты не боись, ничего не пропадает, усе будет оплачено и даже показывали в другой системе и там, действительно, время было начислено. Но не будешь же каждый раз ходить и выяснять так, а если не контролируешь сам, то где гарантия, что на тебе не сэкономят где-то в чем-то?

Не все так замечательно, короче, как оно выглядело в феврале, м-да. И это еще при том, что январь-февраль вообще ожидаются дохлыми месяцами ибо после рождественских закупок население в долгах. А на работу все равно ходить надо. Ладно я еще худо-бедно загружен тем, что на меня сваливают всякую обьемную работу типа замены двигателей и трансмиссий, а вон ученик на соседнем подьемнике рядом работает, тот вообще большую часть месяца просидел на стуле, смотря кино на айфончике. И только сейчас поползли слухи что он начинает подумывать об уходе. Во блин, если бы я так месяц просидел, то мои резюме уже лежали бы во всех автосервисах города, а этот только "подумывает".

Зато закончился период покупок связанных с переездом и наработались умения где, когда и что надо покупать. Так что расходы на жизнь заметно уменьшились, да и на всякие поездки и развлечения в связи с зимой тратиться не приходится.

(no subject)

Последнее утро лета и вот пожалуйста - уже надо соскребать лед со стекла перед тем как ехать на работу. Но зато лето было просто шикарное после ирландского-то: за те два месяца с хвостиком что мы его здесь застали было всего от силы два-три пасмурных дня с дождем (да и то к вечеру уже светило солнце), а температура уверенно держалась за +25 и выше. Я ожидал худшего, а по ощущениям вышло как в Испанию сьездить :-). Вот только теплого моря здесь нет. В речке вода холодная и мутная, но пару раз сьездили на озеро, где было относительно нормально (но все равно вода мутная, а дно илистое).

Вопреки обещаниям работодателя работы было не так уж чтобы совсем много (а говорили что работы у них ну прям вообще не расхлебать никогда), были и дни когда по полдня просто нечего было делать. Но в целом более-менее был загружен. После первого суматошного и выматывающего месяца был сильно удивлен увидеть на зарплатном чеке еще и бонусную прибавку - по моим ощущениям я и 50% эффективности не вытягивал ибо много чего нового, не все получалось как следовало бы, а оно вышло что за 100% перевалил. Да еще и дополнительно мне скомпенсировали всю сумму, которую я потратил на перевозку инструментов сюда. В общем полученная сумма зарплаты вполне порадовала, в Ирландии подобные доходы я получал только в самые радужные времена. Ну и налоги тоже не смертельные, меньше 25% с этой суммы. 

Теперь интересно посмотреть что же там за второй месяц насчитают, когда я уже мало-мальски освоился и работа пошла веселее. Ну это еще две недели ждать до следующего чека. Хреново что какой-то обратной связи практически нет и не видишь в любой момент времени, сколько ты там уже наработал - это нервирует и порождает чувство неприятной зависимости и неподконтрольности происходящего.

Когда работа есть, то работать можно хоть по 12 часов в день: контора открыта с семи до семи, приходи и работай если есть желание. Но формально рабочий день у механиков с восьми до пяти. Кроме работы еще надо готовиться к экзамену на местный серфикат, который назначен на конец ноября. Организация, которая принимает экзамен и занимается профподготовкой вообще, любезно предложила пакет материалов для подготовки. Любезно не означает бесплатно, но учитывая тот факт, что сертифицироваться надо кровь из носу (иначе продление визы под вопросом), 300 с большим хвостом баксов я отстегнул не задумываясь. Буквально церез несколько дней прислали посылку с 22.5 кг концентрированного знания - брошюрки с учебными модулями по специальности, 112 модулей. Они тут этот курс проходят за 3 или 4 года, но мне надо все одолеть за три месяца. Так что по вечерам усиленно штудирую, где-то два-три кило уже одолел. Фактически это первый раз, когда я получаю системное образование по своей специальности вообще-то :-). Надо сказать, курс весьма толковый, все в основном по делу и не так чтобы уж совсем устарело. В основном так все это я уже знаю, собрав по крупицам опыта и знаний на протяжении всех прошедших лет, но тут все сразу, систематизировано и на том языке, на котором надо работать (а местная терминология заметно отличается от ирландской). Впрочем и нового узнаю тоже немало, так что как говорится, ученье свет, а неученых тьма.

Вот из-за всего этого мне тут писать совсем некогда, хоть и жаль - много всего интересного тут. Скажем сегодня работал, заканчивал замену CVT (вариатора) на Murano (16 нормо-часов, между прочим), а рядом на одном подьемнике делают предпродажную подготовку на Subaru Impreza WRX STI, а на другом - на Lancer Evo (да-да, новые, тут из другого отделения компании их сюда пока гонят на предпродажку). 

А, ну и купил себе машинку, наконец, которая не бесит: с ручной коробкой, маленькая, легкая, шустренькая и симпатичная.  Ну, слабость у меня к маленьким, легким и быстрым машинкам. Нет, не Lotus Elise, на такой денег не набралось пока :-). Но пожалуй наиболее близкая по ТТХ к старым Honda Civic машина из тех, которые сейчас можно купить новыми.

(no subject)

Вот так живешь себе живешь, уже без пяти минут стартуешь полноценный бизнес, клиент идет (очередь на несколько дней сейчас), жизнь трудна, но интересна и вдруг бац... Звонит телефон со странным номером на определителе и вежливая тетенька спрашивает "вы тут пару месяцев назад CV подавали, не хотите у нас в Канаде поработать?" Я в легком... гхм... ахуе, уже и забыл про такое, да и не рассчитывал всерьез, без диплома и формального образования. Ан нет, вроде на полном серьезе и деньги сразу предлагают 30 CAD в час (это нормально или мало?) + овертайм.
Вот и не знаю теперь, если оно и вправду выгорит, соглашаться или ну его нафиг все-дорого-холод-собачий-и-интернета-нет?

(no subject)

Я тут понемногу начал заниматься ремонтом всякой бортовой электроники (в смысле самих блоков, а не только проводов между ними), пока еще ничего сложного, так только, там где могу определить неисправность в меру своих недостаточных познаний или найти информацию в интернете о том что типично ломается. Но понравилось, интересно, почти так же интересно как в моторах ковыряться или заниматься диагностикой. Пока нравятся цены на оборудование, скажем, rework station с паяльником и феном и всякими прикольными финтифлюшечками обошлась дешевле моего самого первого сканера или весьма среднего по качеству комплекта трещоточных ключей. Еще посоветовали обзавестись подогревателем для плат - тоже, в сущности, нестрашно стоит. Денежка за ремонт тоже довольно приятная получается и конкуренции в деревне по этой части я пока никакой не наблюдаю.

В общем, захотелось заиметь что-то наподобие этого в дополнение к гаражу:


А поскольку не место красит человека, а человек место, то вопрос к знающим людям такой: что почитать / какие ресурсы посетить в плане поднятия уровня знаний по теме. Понятно, что для профессионального уровня надо получать образование, но хотя бы до уровня продвинутого любителя в радиоэлектронике хотелось бы дорасти.

Может для кого-то будет шоком, но все эти годы я занимался автоэлектрикой и диагностикой без предыдущего опыта радиолюбительства или специального образования. Знаю что большинство диагностов и автоэлектриков пришли с той стороны, но я - от сохи, мои университеты это ВАЗ-2102 1975-го года и все последовавшие за ним технологии, плюс в школе очень хорошо учился. Впрочем, где-то в четвертом-пятом классе я посещал радиокружок, но недолго, не понравилось тогда.

О техническом тренинге и пошаговых инструкциях

На последнем интервью, когда потенциальный работодатель усомнился в моей способности к лояльности, вопрос в частности стоял о возможных потерях этого работодателя в виде его затрат на мой технический тренинг. Ведь он, бедняга, оплатит мой тренинг, а я потом возьми да и уйди, это ж какая потеря будет-то!

Они и правда думают, что из любого механика можно сделать диагноста, если ему дать в руки сканер и отправить десять-двадцать раз на курсы технического тренинга, которые дает дистрибьютор! Ха. Ха. Ха. На этих курсах всего лишь накачивают информацией по новым моделям и системам. Причем обьем ее таков, что совершенно ни к чему тратить на это весь день да еще и тащиться за пару сотен километров в офис дистрибьютора на курсы - достаточно полчаса-час почитать материалы курса и все. Более того, поскольку курсы проводят когда новая модель или система запускается в производство (начинаются продажи), то через год-два-три, к тому моменту когда это все начнет ломаться и приходить в ремонт, все что было сказано уже будет прочно позабыто.

Нет, материалы технического тренинга штука полезная и удобная. Когда сталкиваешься с незнакомой системой, почитать быстренько тренинг по ней - милое дело. Но как таковой курс тренинга - зря потраченное время и деньги.

Однако самое главное - на тренинге не учат диагностике неисправностей. В лучшем случае покажут, как можно ловко обнаружить некую заранее известную инструктору неисправность. При этом курсанты неизменно изумляются и говорят "вах, как клево!". Наиболее способные из них теперь тоже смогут повторить все хитрые приемы показанные инструктором и найти ТАКУЮ ЖЕ неисправность на другой машине. То есть все обучение диагностике сводится к тому, чтобы в случае известной проблемы не просто заменить уже и так заранее известно какую деталь, но и убедиться в ее неисправности. Механик не прошедший тренинга, неисправность заранее известной детали доказывает методом ее замены, а тот который прошел тренинг - доказывает инструментально (сопротивление замерит, тест актуатора сделает и т.п.)

Ту же цель преследуют пошаговые инструкции по диагностике в виде всевозможных таблиц, блок-схем и др. и пр.. Задумка в том, что любая умеющая читать обезьяна, шаг за шагом пройдя по схеме диагностики будет способна найти неисправность заранее известную составителю этой схемы! Это при условии, что она педантично и скрупулезно выполнит каждый шаг, не пропустив ни единой буковки из инструкции. И я как диагност уже со стажем, скажу вам откровенно - мало кто на такое способен! Лично я - не способен, особенно если инструкции многошаговые и с разветвлениями.

Возможно это лишь особенность моего субьективного восприятия или некое расстройство сознания, но мне несравнимо проще разобраться как устроена и работает система любого уровня сложности, нежели тщательно шаг за шагом, в течении нескольких часов, вслепую, выполнять действия, смысла которых я не могу понять. В то же время зная работу системы, я могу сам для себя составить и по ходу дела скорректировать последовательность диагностики.

Самое главное, впрочем, здесь то, что любая пошаговая диагностическая инструкция приведет к обнаружению лишь тех неисправностей, которые мог предусмотреть разработчик. Практика же показывает, что нетипичные, нестандартные и непредвиденные неисправности встречаются гораздо чаще, чем того хотелось бы разработчику, а вот стандартные как раз легко и быстро обнаруживаются и вовсе безо всяких диагностических инструкций, методом опытного тыка. "Тачка чихает и дергается на ходу - а, ну это мы всегда меняем вот эту фиговину и все нормально становится!" Читать инструкцию и следовать шеме из мануала - это для ботанов-очкариков, которым в автосервисе все равно не место. Метод замечательно срабатывал, пока в обороте были лишь Жигули, Москвич и Волга. Да впрочем и в заграницах, пока срок разработки и смены моделей исчислялся десятком лет, а количество фиговин и хреновин в машинах было на порядок-другой меньше, подобный метод работал на "ура".

Сейчас уже фиг. Даже специализация на одной марке не гарантирует легкой жизни - новые модели и системы появляются одна за другой, вызывая негодование сервисных специалистов по поводу внедрения САПР и сожаление об уходящем в небытие классическом механике. И таки да - время классического механика, как лица с ПТУшным образованием и набором гаечных ключей, зубил, кувалды и известной матери подходит к концу. Такой еще может поковыряться с умирающими десятилетками непрестижных моделей или менять колодки и фильтры в дилершипе (после курсов тренинга особенно), но делать что-то свыше этого - уже с сильно переменным успехом. Более того, именно работа классического механика на неклассических машинах приводит к возникновению неисправностей, предусмотреть которые не сможет никакой разработчик. Даже вооруженный САПРом.

Успешному автосервису уже требуются специалисты с высшим техническим образованием, причем не просто обладатели корочек и дипломов, а именно носители знаний обладающие широкой эрудицией и высоким уровнем образованности. Удел остальных - это сверхузкая специализация ("я только по замене турбин на Пассате B6 с двухлитровым дизелем"). Ибо такие будут способны выполнить работу, на которую их надрессировали многократным повторением. Каковы шансы на финансовый успех при таком уровне специализации? Не знаю, не знаю... Тренингом от дистрибьютора такого специалиста не вырастишь, тут надо было еще со школы начинать, чтобы умел читать и воспринимать длинные тексты (далеко не все сейчас способны даже на это!), хорошо считать, знать физику и химию - и так далее со всеми остановками.

Кабы не кризис, то все было бы нормально: машины штампуются, 80 - 95% из них без проблем бегают гарантийный период и уходят в утиль, инженеры в сервисах не нужны, редкие особо проблемные экземпляры выгоднее просто обменять на другой, чуть-чуть не доводя дело до суда с потребителем. 1% разьяренных клиентов все равно на продажах не отразится. Потери в репутации легко перекрываются небольшим увеличением рекламного бюджета.

Но упс, вот уже третий год мы наблюдаем сильно сниженный уровень продаж новых машин, даже несмотря на модный тренд с длинными гарантиями: Фиат у нас уже давно дает 5 лет, Пежо решился на 4 года, Рено - 5 лет на коммерческие машины без ограничения пробега! Опель в Германии заявил "пожизненную гарантию", подобный трюк в Америке провернули местные производители. Только все равно большая часть автопарка уже с гарантий соскочила, а на смену машин население уже не способно получить кредиты, вот проблема-то!

Так что вопреки предсказаниям некоторых аналитиков будущее автосервиса представляется хоть и сложным, но интересным. Рано нас еще хоронить. Только это будет уже совсем не тот автосервис, который вы привыкли видеть. Отдавать машину Дяде Васе становится все рискованнее и дороже, даже если Дядя Вася соглашается все сделать за бутылку и червонец сверху. А альтернатив пока еще совсем не густо.