Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

Невозможное возможно – если верить в чудеса

Ну что, признавайтесь все кто тут не верил, что неисправная турбина может наглухо заблокировать выпуск - сейчас вам будет продемонстрировано неумолимое превосходство суровой практики авторемонта над нежной теорией умопостроений!Collapse )

Где мотивация?

 Вот удивительное дело, но то ли мне так не везет, то ли это такая сейчас теория и практика менеджмента. Нет никакой мотивации мне как работнику работать хорошо и с высокой отдачей. Даже прямо наоборот получается - чем лучше работаешь, тем хуже тебе будет.
Сперва в одной конторе пытался наладить толковый сервис и поднять качество работ. Ну да, не проявлял дипломатизма, открыто воевал с криворукими, благо платили весьма неплохо и авторитет был высок. Хрен там, никому ничего не надо и сам владелец конторы стал на меня волком смотреть. Нечего мол тут нам новые порядки наводить. Заскучал, уволился (что было воспринято с облегчением), а контора вскоре загнулась.
В следующую контору, большую и солидную с виду, взяли главным диагностом, на что я и купился. Мол ты нам должен поставить диагностику на наивысший уровень, а мы тебя на всякие тренинги посылать будем, условия обеспечим. Пришел, а там полный бардак и ужас! Я ночей не спал, набросал планов, что надо сделать, как организовать, какое оборудование купить. Сразу заотмахивались как от назойливой мухи "да зачем, мы всегда так, по-своему делали и ты так делай". Ну не делается так, неправильно это. Задвинули меня на механические работы, сервисы и отзывы делать. А я и там не успокоился. Вы говорю вот тут в три раза больше времени тратите, потому что у вас инструмента не хватает, ну нельзя же так. Да нет, говорят, мы всегда так делали, быстрее никак нельзя. Плюнул, купил инструмент за свои, показал как можно быстро и красиво делать. Уволили по сокращению, кризис мол наступил, извини. Впрочем и вся контора вскоре потонула как Титаник в пучине кризиса, еще раньше первой.
Снова новое место, снова разговоры "мы все хотим сделать по-новому, наладить современный сервис, создадим все условия, дадим все полномочия и материальную премию в придачу". На деле хрен там: этого не тронь, тут ничего не меняй и вообще - мы всю жизнь так работали и ничего, зачем ты хочешь все изменить? Снова пошли конфликты и срач и в итоге мне было сказано "давай-ка ты лучше сосредоточишься на технической стороне вопроса". И на материальную премию кинули.
Ну и хрен с ним, за те же деньги меньше ответственность и в офисе просиживать не надо больше. Так и тут то же самое: если видят, что я какую-то работу делаю особо хорошо... ее начинают давать другому! Мол, "ему ведь тоже надо научиться". Зачем, бля? Да и не сможет он, образование не то. Ну хер с ним, так даже если просто работу сделаешь быстро, досрочно, скажут "ну, на сегодня работы больше нет, иди-ка ты домой, а то еще платить тут тебе..."
Зато если возишься долго, откровенно валяя дурака и ленясь, никто и слова дурного не скажет. Разве что осторожненько поинтересуются "ну как, сегодня будет готово или сказать клиенту чтоб до завтра подождал?"
А говорили "капитализм, эффективные собственники, высокая мотивированность". И где это все?
Вот и получилось, что пока жил в пост-совковой Риге и тянул свою собственную мини-мастерскую был за капитализм. А приехал в капитализм и что-то совсем разочаровался - сплошной совок какой-то, блин...

Напоминаю, что журнал перехал на ploughlike.wordpress.com и сюда лишь дублируется пока и если ЖЖ не лежит.

(no subject)

 В конторе сегодня был FIAT Doblo дизелек с жалобой на горящую лампочку сажевого фильтра. Менеджерок говорит мне: посмотри, что там можно сделать. Ну а чего там смотреть на лампочку-то, надо сканер, смотреть параметры, коды ошибок, сделать принудительную регенерацию фильтра если возможно. Ясное дело это не с ниссановским сканером делается, а с фиатовским (ну или с каким другим, способным на это дело, но я таких не знаю), так что отпадает. Ну что, можно еще попробовать прокатиться с ветерком километров несколько, может регенерируется сам на ходу...
Не помогло (сгонял домой и обратно, 40 км по быстрой дороге), лампочка все равно горит и на панели надписи “Antipollution” и “Particle filter clogged”. Возвращаюсь и говорю менеджерку, что не помогло, гони его к фиатовскому дилеру, пусть хоть коды ошибок прочитает, принудительную регенерацию может сделает. А тот мне говорит: «странно, мы же ему particle filter недавно чистили». Я настораживаюсь: «как это вы его чистили?»
Оказывается эти идиоты его снимали и... мыли водой с мылом! Причем по совету местного фиатовского дилера.
Блять, уже несколько лет как эти сажевые филтры здесь массово используются, каждый второй механик в дилершипах, небось, уже посетил тренинг по сажевым фильтрам в том или ином виде. Как бы должны бы знать уже, что в сажевых фильтрах выхлопные газы фильтруются сквозь поры в стенках керамических сот (не вдоль сот, как в катализаторах, а именно сквозь стенки!), которые пропускают молекулы газа, но задерживают мельчайшие частицы сажи. Ну какая тут, к чертям собачим, вода с мылом?!

Непроходимая дремучесть.

(no subject)


Звонит женщина, "ой, у меня коробка передач сломалась, это наверное дорого, да?". Я знаю что у нее старый Hyundai Accent, прикидываю, что машинка маленькая и простая, перекинуть коробку дома в гаражике будет несложно, а денежка за работу неплохая. Клево! Но все же спрашиваю (вот язык же чешется!): "а вы точно уверены, что коробку менять надо, кто вам сказал?". Оказывается она сама решила, что коробка накрылась и описала симптомы неполадки.

Н-да... Согласно нынешней рыночной теории каждый товар стоит столько, сколько клиент согласен за него платить. Превращение машины из неисправной в исправную вполне себе товар и ведь неважно как этот товар произведен и какова его стоимость, разве не так? Значит взять за замену рабочего цилиндра сцепления (открутить два болта и трубку, заменить цилиндр, прокачать привод) цену замены коробки на другую бэушную - это современно и прогрессивно? Высокоэффективный бизнес, повышение прибыльности, акционеры довольны - все из той же серии. А что, у меня как раз даже под рукой валяется разобранная коробка от Мегана - покажу ей сломанные детали, скажу "вот как тут сломалось все, видите, ужас!"

А мне еще тут доказывали, что механик, мол, не может взять за свою работу намного больше рыночной стоимости. Наивные вы!


(no subject)


В отличие от подавляющего большинства автодиагностов, пришедших к подобной жизни из области радиоэлектроники, я автодиагност "от сохи". Мои понятия в электронике на том уровне, который кроется внутри электронных блоков остановились на знании о том, что диод пропускает в одну сторону, а транзистор чего-то там усиливает и у него есть эмиттер, коллектор и база. Ну еще я мог подпаять выгоревшую дорожку на плате или еще какое соединение и несколько раз менял погоревшие транзисторы выхода на сирену у сигналок.
Не то чтобы мне это мешало в работе, особенно здесь, где ремонтом электронных блоков не заморачивались, а меняли сразу. Даже и не всегда неисправные :-). Понятия о том, какие сигналы должны приходить в блок управления и какие выходить из него, вполне хватало для диагностики любой проблемы, а бесценный опыт работы с совсем древними машинами, с карбюратором и контактным зажиганием, не раз помогал видеть, где кончается электрическая проблема и начинается механическая. Например, вот уже больше года работаю без газоанализатора и пока ничего - определяю состав смеси и выхлопа по запаху :-).
 
Но все же досадный пробел в знаниях оставлял ощущение неполноты бытия. Саму природу электричества в плане напряжений, силы тока, разности потенциалов, сопротивлений и их влиянии друг на друга я-то понимал уже давно на рефлекторном уровне, не задумываясь. Но вот понять, глядя на какую-нибудь плату, для чего вот тут стоит этот конденсатор, а там - этот резистор у меня не получалось. Вот с двигателем, например, там все ясно: мне не надо заглядывать в мануал или Автодату, чтобы глядя на незнакомый двигатель найти, где у него датчик фазы, где клапан VVT, а где, скажем, датчик дифференциального давления. Двигатель, бензиновый или дизель, это не какое-то непонятное нагромождение фиговин, проводов и трубочек, а вполне логичное и, в общем-то, не слишком сложное устройство.
Как бы достичь подобного уровня для внутренностей электронных устройств?
Чтобы начать осваивать что-то новое, надо чтобы неподдельно приспичило. Вот как в начале года приспичило разобраться в бухгалтерском деле, когда тетенька которая вроде как договорилась оказывать мне бухгалтерские услуги "не шмогла". Теперь я сам себе бухгалтер...
В данном же случае мне понадобилось компактное таймерное реле, которое будет выдавать импульс в несколько секунд при каждом включении его питания. Я, вообще-то, расчитывал, что при наличии трудолюбивых китайцев на другом конце света, интернета и кредитной карточки можно будет найти готовое за копейки и дождаться пока придет. Но что-то мне никак не удалось найти ничего подобного за разумную цену и без излишних наворотов. Ладно, придется делать самому.
Несколько дней чтения книжки "Electronics for dummies" :-), поездка в магазин за компонентами и сопутствующими прибамбасами и пара вечеров в рабочей обстановке...

Сначала собрал прототип (тут уже в полуразобранном виде)

А потом и готовое устройство, приятно радующее компакностью
 


 

Поставил на машину и, после небольшой отладки, заработало как и хотелось. Нет ничего невозможного для человека с интеллектом!
Для подстраховки в магазине, где брал компоненты, увидел и купил уже готовый набор для сборки такого же, где просто надо было повтыкать в плату и припаять заранее подобранные компоненты. На случай если не получится. Но так и не понадобилось, а свое вышло раза в два меньше по размеру и раза в четыре дешевле (что, впрочем, имело чисто теоретическое значение, купил-то оба набора...)

Ладно бы это все для благого дела, так нет же ;-). Понадобилось сделать таймер, который будет включать и выключать лампочку неисправности двигателя, чтобы покупатель не заподозрил, что на машине неисправен блок управления двигателя. Одному торгашу тут диагностировал 206, который все время прописывал ошибку "Injector circuit open" для всех четырех инжекторов попеременно. Пробовал и так и эдак, но, в конце концов приговорил блок управления. Вот чтобы не тратиться на новый блок (б/у не поставить из-за кода иммобилайзера) я и увлекся электроникой :-).


Полезные ссылки


За последнюю неделю я прямо-таки стал лет на десять мудрее. Как хорошо, что есть на свете умные люди, которые помогают тебе самому выстроить в порядок те мысли, которые роились в голове, но никак не складывались в стройную систему. Читайте:
О КПД человечества и каждого в отдельности. И вообще, если вам интересно читать мой журнал, но вы еще не записали в друзья nikolagrek - вы много теряете, поверьте!
Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. Приятно обнаружить, что ты сам пришел к тем же выводам, к которым намного раньше пришел Нобелевский лауреат :-).
Чрезвычайно меткий и правильный пост про "постиндустриализм".
И, наконец, человек, во многих постах которого я практически нахожу свои собственные мысли, но сформулированные так, как мне самому вряд ли когда удастся: lex_kravetsky. Искренне рекомендую, потрясающая острота ума и наблюдательность. Я начал читать отсюда, и потом уже просто трудно было оторваться.

(no subject)

Однако...
Сегодня был Golf IV 2002 года, хозяйка жаловалась на то, что он глохнет (а вернее, как выяснилось про "допросе", не держит холостой ход или плавают его обороты) при хитрых условиях - запуск теплого, но не горячего двигателя (после стоянки около получаса) при возврате на холостой ход с работы под нагрузкой (если остановиться на перекрестке). Естественно, что когда я катался на машине вместе с хозяйкой и потом еще раз, один, ничего такого не происходило :-).
Подключил свой собственный дешевенький VAG сканер, обнаружил P0138 (сканер определил это как "Oxygen sensor slow responce", а сейчас вот покопался в интернете оказалось что это "...voltage high" - везде халтурщики :-( ). Другим сканером - OBD - посмотрел значение напряжения датчика - около 0.8... 0.9 вольт, как при богатой смеси. Стал выяснять что на этом моторе вообще есть, загнал на подьемник глянуть снизу, есть ли там второй датчик кислорода (downstream) и вообще, поглазеть, полюбопытствовать. Обратил внимание, что выхлоп попахивает, а из выхлопной трубы брызжет вода - еще явные признаки переобогащенной смеси. Подключил газоанализатор - так и есть, лямбда 0.88, HC аж под две тысячи, CO - 8%... В принципе, неудивительно, что она глохнет.
Датчик сдох? А вот и фиг - сначала вспоминаем о том, что машину надо правильно обслуживать и вовремя менять свечи. Выкрутил свечи - явно не новые. Заказал новые, получил, сравнил - оказалось что у свечей, которые были, электроды (три боковых и центральный) гораздо меньше выступают в камеры сгорания, где-то на 5 мм разница, по сравнению с новыми, одноэлектродными, купленными по каталогу (резьбовая часть одинаковая). Из-за чего они, стало быть, гораздо хуже поджигали смесь в цилиндрах.
После замены свечей выхлоп вошел в норму, а еще сразу защелкал клапан абсорбера, который раньше система отключала, чтобы избежать еще большего переобогащения смеси. Стертая ошибка больше не появлялась, а значение напряжения датчика кислорода стало 0.450 вольт - нормальная смесь.
С напряжением датчика в этой системе не так все просто, кстати. Датчик кислорода стоит уже широкополосный, который выдает не напряжение, а ток на блок управления. Но для OBD сканера блок управления двигателя представляет сигнал датчика в виде симулированного напряжения, имитируя таковое от обычного датчика. Это я за чашкой чая на обеде успел выяснить :-).
Фактически получается, что в системе управления все время происходила "борьба" между датчиком кислорода, который диктовал необходимость обеднения смеси и отключения клапана абсорбера, и системой поддержания холостого хода, которая обогащала смесь, чтобы избежать остановки двигателя. В общем и целом система холостого хода побеждала, но датчик кислорода время от времени проводил успешные контратаки и глушил таки двигатель!

Впрочем, поскольку при мне она так и не глохла ни разу, это может оказаться лишь стройной теорией.

P.S.

(no subject)

Как выяснилось сегодня (Эймон рассказал), то что нас босс когда-то был механиком, не легенда нашего городка (как я был склонен считать), а научный факт! Он действительно дипломированный (qualified) автомеханик и работал раньше в их семейном гараже (тоже дилершип Пежо) в другом городе. На вопрос "Это когда ж это было-то?" Эймон пошутил, что это было при Флинтстоунах.