Category: наука

(no subject)

Есть немало проблем в случае которых автопотребитель склонен недооценивать стоимость их решения, но две из них наиболее типичны.

1. Скрип тормозов. Я говорю не о скрежете или шуршании, когда колодка истерлась до металла и дерет диск. Речь идет о писке тормозов, который может появляться когда колодки даже близко еще не изношены. Пользователи часто поднимают много вони по этому поводу, уж не знаю почему. Возможно потому, что всякий шум от тормозов для них означает неисправность, а раз это неисправность тормозов значит panic mode on. Также возможно, что писк тормозов для кого-то неприятен как звук железом по стеклу, бормашиной по зубам серпом по яйцам и т.п. (у меня почему-то притупилась звуковая чувствительность и каких-то особо неприятных звуков для меня больше не существует - или я не могу таковые вспомнить). Иначе я затрудняюсь обьяснить упертую настойчивость клиентов у которых вдруг заскрипели тормоза в стремлении от этого звука избавиться (припахав, естественно, автосервис к этому). По мне так скрипят - да и хрен с ними, даже на своих машинах где решение подобной проблемы денег не стоит возиться с этим лень. Благо от жены, когда она жаловалась на скрип тормозов можно было просто отмахнуться: "скрипят? - ну и забей!".
Дело в том, что скрип тормозов - это не неисправность, а скорее особенность системы. Скрип получается из-за вибрации колодки при торможении, а это в свою очереть может получиться из-за хотя бы накопления тормозной пыли на колодке или легкого износа диска, когда край колодки начинает цеплять за образовывающийся на диске буртик. Причем именно после замены дисков с колодками достаточно часто через какое-то время возникает скрип. Естессно клиент заплатив типа большие деньги за диски с колодками начинает считать что клиент всегда прав, закон на стороне потребителя и т.п. белиберду. Пояснение о вибрации колодок и о том, что скрип пройдет сам собой он уже не воспринимает и видит все через призму "а раньше такого не было!". Доходило до грандиозных скандалов, благо что не у меня, а в конторе.
Дело в том, что хоть и существуют некоторые специальные методы и средства призванные бороться со скрипом, применение их, во-первых, не всегда помогает, а во-вторых, отнимает кучу времени, гораздо больше чем на замену собственно дисков с колодками. Клиент же это время оплачивать не хочет, механику забесплатно работать неохота - и вот вам почва для конфликта. Причем проблема ведь выеденного яйца не стоит, включи музыку и не слушай как скрипят тормоза!

2. Перегорающие лампочки. Клиент прибывает и жалуется на то, что часто перегорает скажем лампочка в фаре (чаще всего речь идет именно о фаре, кстати). Причем в понятие "часто" может входить и ситуация когда "я на прошлом сервисе платил за замену лампочки, а теперь опять лампочка в фаре перегорела". В общем, раз мне приходится платить уже второй раз за лампочку, значит там очевидно какая-то проблема, давай, механик, разбирайся. Но позвольте, а что я могу сделать? Ну проверю напряжение при работающем двигателе, превышения нет, фара закреплена и не болтается, лампочка в ней тоже, вода на лампочку не брызгает. Все. Больше мне не приходит в голову причин по которым лампочка может перегорать часто (если не выводить свои фантазии в область малореальных вещей). Да хрен его знает, где он лампочки брал доселе. Наконец, час моей работы будет стоить как запас лампочек на два-три года вперед - и кто, спрашивается будет его оплачивать, особенно если не знать сколько времени понадобиться на выяснение причин. Ага, ведь это так важно узнать, почему каждые три месяца у него перегорает лампочка, давайте все бросим и будем выяснять.
Такому клиенту просто хочется заменить лампочку забесплатно и послать - ей богу, так оно мне выгоднее. Нельзя, обидится...

Вот в конторе сервис-менеджера таки можно было послать. На одном Nissan Note меняли кислородный датчик по гарантии. Гарантийный отдел выкопал, что датчик заменяется уже в третий раз в течении гарантийного срока (который был на исходе к тому времени) и не хочет оплачивать заявку. Выясняйте, мол, почему накрываются датчики. Ага, щас, нашли себе research facility которая будет проводить забесплатно исследования почему на Ниссанах накрываются кислородные датчики (типичная проблема)! Может еще мне диссертацию на эту тему защитить? И Нобелевскую премию дадут?
Короче сказал что меня не ипет отчего они там накрываются и кто будет платить за этот ремонт. Я датчик заменил, машина работает - когда сломается приходите еще!

Невозможное возможно – если верить в чудеса

Ну что, признавайтесь все кто тут не верил, что неисправная турбина может наглухо заблокировать выпуск - сейчас вам будет продемонстрировано неумолимое превосходство суровой практики авторемонта над нежной теорией умопостроений!Collapse )

Где мотивация?

 Вот удивительное дело, но то ли мне так не везет, то ли это такая сейчас теория и практика менеджмента. Нет никакой мотивации мне как работнику работать хорошо и с высокой отдачей. Даже прямо наоборот получается - чем лучше работаешь, тем хуже тебе будет.
Сперва в одной конторе пытался наладить толковый сервис и поднять качество работ. Ну да, не проявлял дипломатизма, открыто воевал с криворукими, благо платили весьма неплохо и авторитет был высок. Хрен там, никому ничего не надо и сам владелец конторы стал на меня волком смотреть. Нечего мол тут нам новые порядки наводить. Заскучал, уволился (что было воспринято с облегчением), а контора вскоре загнулась.
В следующую контору, большую и солидную с виду, взяли главным диагностом, на что я и купился. Мол ты нам должен поставить диагностику на наивысший уровень, а мы тебя на всякие тренинги посылать будем, условия обеспечим. Пришел, а там полный бардак и ужас! Я ночей не спал, набросал планов, что надо сделать, как организовать, какое оборудование купить. Сразу заотмахивались как от назойливой мухи "да зачем, мы всегда так, по-своему делали и ты так делай". Ну не делается так, неправильно это. Задвинули меня на механические работы, сервисы и отзывы делать. А я и там не успокоился. Вы говорю вот тут в три раза больше времени тратите, потому что у вас инструмента не хватает, ну нельзя же так. Да нет, говорят, мы всегда так делали, быстрее никак нельзя. Плюнул, купил инструмент за свои, показал как можно быстро и красиво делать. Уволили по сокращению, кризис мол наступил, извини. Впрочем и вся контора вскоре потонула как Титаник в пучине кризиса, еще раньше первой.
Снова новое место, снова разговоры "мы все хотим сделать по-новому, наладить современный сервис, создадим все условия, дадим все полномочия и материальную премию в придачу". На деле хрен там: этого не тронь, тут ничего не меняй и вообще - мы всю жизнь так работали и ничего, зачем ты хочешь все изменить? Снова пошли конфликты и срач и в итоге мне было сказано "давай-ка ты лучше сосредоточишься на технической стороне вопроса". И на материальную премию кинули.
Ну и хрен с ним, за те же деньги меньше ответственность и в офисе просиживать не надо больше. Так и тут то же самое: если видят, что я какую-то работу делаю особо хорошо... ее начинают давать другому! Мол, "ему ведь тоже надо научиться". Зачем, бля? Да и не сможет он, образование не то. Ну хер с ним, так даже если просто работу сделаешь быстро, досрочно, скажут "ну, на сегодня работы больше нет, иди-ка ты домой, а то еще платить тут тебе..."
Зато если возишься долго, откровенно валяя дурака и ленясь, никто и слова дурного не скажет. Разве что осторожненько поинтересуются "ну как, сегодня будет готово или сказать клиенту чтоб до завтра подождал?"
А говорили "капитализм, эффективные собственники, высокая мотивированность". И где это все?
Вот и получилось, что пока жил в пост-совковой Риге и тянул свою собственную мини-мастерскую был за капитализм. А приехал в капитализм и что-то совсем разочаровался - сплошной совок какой-то, блин...

Напоминаю, что журнал перехал на ploughlike.wordpress.com и сюда лишь дублируется пока и если ЖЖ не лежит.

(no subject)

 Смотрел я вот тут и тут чисто случайно один за другим два выступления. Одно на тему развития компьютерных игр, какими колоссальными шагами идет прогресс в этой области и какие доходы получает цветущая игровая индустрия. И другое, на тему отсутствия прогресса и даже наличия регресса в авиации и космонавтике. Впечатлили две цифры. 80 млн. долларов в месяц собираются только за подписку на "World Of Warcraft". А за 100 млн. долларов можно купить путевку на облет вокруг Луны. Только никто не покупает...
Какой-то нехороший перекос получается. Матрица наступает. Выдуманная виртуальная реальность интереснее реальной жизни. Причем я бы еще хоть как-то понял бы если бы так же играли во что-то наподобие Elite, то есть пусть фантастика, но хоть научная, а не сказки с эльфами (или кто там в WOW фигурирует, а то я не играл...). Примерно в эту же канву ложится массовое увлечение айфончиками и прочими гаджетами с фейсбуками и твиттерами - тут тоже грандиозные успехи и прогресс индустрии, миллиарды пользователей и все такое.
А как насчет каких-то реальных свершений? Ну там, еще один днепрогэс построить, целину освоить и все такое? Колонии на Марсе и Луне, города в океане? Никому не интересно и не нужно?

Все плохо?

Может быть. Но можно взглянуть на это и по-другому. Человечество, как совокупность индивидуумов сначала научилось не только выживать без зубов, когтей и шерсти, но и стало доминирующим биологическим видом на планете. Да, насекомых больше, но насекомые не способны составить угрозу человечеству, а вот наоборот - вполне. Равно как и никакой другой биологический вид, включая вирусы смертельных болезней угрозы существованию человечества так и не смогли составить, даже в древности. Человечество обрело мощный скелет для выживания. Последние пару сотен лет человечество накачивало мускулатуру в виде индустрии, плоды которой способны изрядно изменить облик всей планеты, и даже, может быть, уничтожить саму жизнь на ней (не наверняка, ибо даже по сравнению с хорошим извержением вулкана все усилия человечества лишь жалкий пук). А вот теперь, когда мы получаем средства коммуникации и информации, которых никогда ранее не было ни у одной цивилизации на Земле, человечество получает нервную систему, а затем и мозг. Один нейрон не обладает ни сознанием, ни мышлением. Но сто миллиардов нейронов, обменивающиеся простыми сигналами, создают человеческое сознание и мышление, механизм которых наукой до сих пор не познан даже близко. На Земле живет шесть миллиардов человек и пусть даже большинство из них не радуют высоким интеллектом, но шесть миллиардов соединенных вместе, пусть даже через World Of Warcraft и обменивающиеся хотя бы простыми идеями, еще неизвестно на что окажутся способны.

Поживем - увидим, конечно, но в целом вектор развития мне представляется скорее позитивным. Возможностей для обучения и саморазвития сейчас есть как никогда раньше. Средства общения позволяют свободно переписываться, разговаривать и даже видеть друг друга вне зависимости от местонахождения индивидуумов. Даже языковые барьеры постепенно начинают разрушаться с развитием средств машинного перевода. Конечно пока еще и каждый десятый даже еще не имеет доступа ко всем этим возможностям, но что ни говори, прогресс именно в этой сфере идет весьма стремительно.

(no subject)

 В конторе сегодня был FIAT Doblo дизелек с жалобой на горящую лампочку сажевого фильтра. Менеджерок говорит мне: посмотри, что там можно сделать. Ну а чего там смотреть на лампочку-то, надо сканер, смотреть параметры, коды ошибок, сделать принудительную регенерацию фильтра если возможно. Ясное дело это не с ниссановским сканером делается, а с фиатовским (ну или с каким другим, способным на это дело, но я таких не знаю), так что отпадает. Ну что, можно еще попробовать прокатиться с ветерком километров несколько, может регенерируется сам на ходу...
Не помогло (сгонял домой и обратно, 40 км по быстрой дороге), лампочка все равно горит и на панели надписи “Antipollution” и “Particle filter clogged”. Возвращаюсь и говорю менеджерку, что не помогло, гони его к фиатовскому дилеру, пусть хоть коды ошибок прочитает, принудительную регенерацию может сделает. А тот мне говорит: «странно, мы же ему particle filter недавно чистили». Я настораживаюсь: «как это вы его чистили?»
Оказывается эти идиоты его снимали и... мыли водой с мылом! Причем по совету местного фиатовского дилера.
Блять, уже несколько лет как эти сажевые филтры здесь массово используются, каждый второй механик в дилершипах, небось, уже посетил тренинг по сажевым фильтрам в том или ином виде. Как бы должны бы знать уже, что в сажевых фильтрах выхлопные газы фильтруются сквозь поры в стенках керамических сот (не вдоль сот, как в катализаторах, а именно сквозь стенки!), которые пропускают молекулы газа, но задерживают мельчайшие частицы сажи. Ну какая тут, к чертям собачим, вода с мылом?!

Непроходимая дремучесть.

(no subject)


Звонит женщина, "ой, у меня коробка передач сломалась, это наверное дорого, да?". Я знаю что у нее старый Hyundai Accent, прикидываю, что машинка маленькая и простая, перекинуть коробку дома в гаражике будет несложно, а денежка за работу неплохая. Клево! Но все же спрашиваю (вот язык же чешется!): "а вы точно уверены, что коробку менять надо, кто вам сказал?". Оказывается она сама решила, что коробка накрылась и описала симптомы неполадки.

Н-да... Согласно нынешней рыночной теории каждый товар стоит столько, сколько клиент согласен за него платить. Превращение машины из неисправной в исправную вполне себе товар и ведь неважно как этот товар произведен и какова его стоимость, разве не так? Значит взять за замену рабочего цилиндра сцепления (открутить два болта и трубку, заменить цилиндр, прокачать привод) цену замены коробки на другую бэушную - это современно и прогрессивно? Высокоэффективный бизнес, повышение прибыльности, акционеры довольны - все из той же серии. А что, у меня как раз даже под рукой валяется разобранная коробка от Мегана - покажу ей сломанные детали, скажу "вот как тут сломалось все, видите, ужас!"

А мне еще тут доказывали, что механик, мол, не может взять за свою работу намного больше рыночной стоимости. Наивные вы!


(no subject)


В отличие от подавляющего большинства автодиагностов, пришедших к подобной жизни из области радиоэлектроники, я автодиагност "от сохи". Мои понятия в электронике на том уровне, который кроется внутри электронных блоков остановились на знании о том, что диод пропускает в одну сторону, а транзистор чего-то там усиливает и у него есть эмиттер, коллектор и база. Ну еще я мог подпаять выгоревшую дорожку на плате или еще какое соединение и несколько раз менял погоревшие транзисторы выхода на сирену у сигналок.
Не то чтобы мне это мешало в работе, особенно здесь, где ремонтом электронных блоков не заморачивались, а меняли сразу. Даже и не всегда неисправные :-). Понятия о том, какие сигналы должны приходить в блок управления и какие выходить из него, вполне хватало для диагностики любой проблемы, а бесценный опыт работы с совсем древними машинами, с карбюратором и контактным зажиганием, не раз помогал видеть, где кончается электрическая проблема и начинается механическая. Например, вот уже больше года работаю без газоанализатора и пока ничего - определяю состав смеси и выхлопа по запаху :-).
 
Но все же досадный пробел в знаниях оставлял ощущение неполноты бытия. Саму природу электричества в плане напряжений, силы тока, разности потенциалов, сопротивлений и их влиянии друг на друга я-то понимал уже давно на рефлекторном уровне, не задумываясь. Но вот понять, глядя на какую-нибудь плату, для чего вот тут стоит этот конденсатор, а там - этот резистор у меня не получалось. Вот с двигателем, например, там все ясно: мне не надо заглядывать в мануал или Автодату, чтобы глядя на незнакомый двигатель найти, где у него датчик фазы, где клапан VVT, а где, скажем, датчик дифференциального давления. Двигатель, бензиновый или дизель, это не какое-то непонятное нагромождение фиговин, проводов и трубочек, а вполне логичное и, в общем-то, не слишком сложное устройство.
Как бы достичь подобного уровня для внутренностей электронных устройств?
Чтобы начать осваивать что-то новое, надо чтобы неподдельно приспичило. Вот как в начале года приспичило разобраться в бухгалтерском деле, когда тетенька которая вроде как договорилась оказывать мне бухгалтерские услуги "не шмогла". Теперь я сам себе бухгалтер...
В данном же случае мне понадобилось компактное таймерное реле, которое будет выдавать импульс в несколько секунд при каждом включении его питания. Я, вообще-то, расчитывал, что при наличии трудолюбивых китайцев на другом конце света, интернета и кредитной карточки можно будет найти готовое за копейки и дождаться пока придет. Но что-то мне никак не удалось найти ничего подобного за разумную цену и без излишних наворотов. Ладно, придется делать самому.
Несколько дней чтения книжки "Electronics for dummies" :-), поездка в магазин за компонентами и сопутствующими прибамбасами и пара вечеров в рабочей обстановке...

Сначала собрал прототип (тут уже в полуразобранном виде)

А потом и готовое устройство, приятно радующее компакностью
 


 

Поставил на машину и, после небольшой отладки, заработало как и хотелось. Нет ничего невозможного для человека с интеллектом!
Для подстраховки в магазине, где брал компоненты, увидел и купил уже готовый набор для сборки такого же, где просто надо было повтыкать в плату и припаять заранее подобранные компоненты. На случай если не получится. Но так и не понадобилось, а свое вышло раза в два меньше по размеру и раза в четыре дешевле (что, впрочем, имело чисто теоретическое значение, купил-то оба набора...)

Ладно бы это все для благого дела, так нет же ;-). Понадобилось сделать таймер, который будет включать и выключать лампочку неисправности двигателя, чтобы покупатель не заподозрил, что на машине неисправен блок управления двигателя. Одному торгашу тут диагностировал 206, который все время прописывал ошибку "Injector circuit open" для всех четырех инжекторов попеременно. Пробовал и так и эдак, но, в конце концов приговорил блок управления. Вот чтобы не тратиться на новый блок (б/у не поставить из-за кода иммобилайзера) я и увлекся электроникой :-).


Полезные ссылки


За последнюю неделю я прямо-таки стал лет на десять мудрее. Как хорошо, что есть на свете умные люди, которые помогают тебе самому выстроить в порядок те мысли, которые роились в голове, но никак не складывались в стройную систему. Читайте:
О КПД человечества и каждого в отдельности. И вообще, если вам интересно читать мой журнал, но вы еще не записали в друзья nikolagrek - вы много теряете, поверьте!
Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. Приятно обнаружить, что ты сам пришел к тем же выводам, к которым намного раньше пришел Нобелевский лауреат :-).
Чрезвычайно меткий и правильный пост про "постиндустриализм".
И, наконец, человек, во многих постах которого я практически нахожу свои собственные мысли, но сформулированные так, как мне самому вряд ли когда удастся: lex_kravetsky. Искренне рекомендую, потрясающая острота ума и наблюдательность. Я начал читать отсюда, и потом уже просто трудно было оторваться.

(no subject)

Однако...
Сегодня был Golf IV 2002 года, хозяйка жаловалась на то, что он глохнет (а вернее, как выяснилось про "допросе", не держит холостой ход или плавают его обороты) при хитрых условиях - запуск теплого, но не горячего двигателя (после стоянки около получаса) при возврате на холостой ход с работы под нагрузкой (если остановиться на перекрестке). Естественно, что когда я катался на машине вместе с хозяйкой и потом еще раз, один, ничего такого не происходило :-).
Подключил свой собственный дешевенький VAG сканер, обнаружил P0138 (сканер определил это как "Oxygen sensor slow responce", а сейчас вот покопался в интернете оказалось что это "...voltage high" - везде халтурщики :-( ). Другим сканером - OBD - посмотрел значение напряжения датчика - около 0.8... 0.9 вольт, как при богатой смеси. Стал выяснять что на этом моторе вообще есть, загнал на подьемник глянуть снизу, есть ли там второй датчик кислорода (downstream) и вообще, поглазеть, полюбопытствовать. Обратил внимание, что выхлоп попахивает, а из выхлопной трубы брызжет вода - еще явные признаки переобогащенной смеси. Подключил газоанализатор - так и есть, лямбда 0.88, HC аж под две тысячи, CO - 8%... В принципе, неудивительно, что она глохнет.
Датчик сдох? А вот и фиг - сначала вспоминаем о том, что машину надо правильно обслуживать и вовремя менять свечи. Выкрутил свечи - явно не новые. Заказал новые, получил, сравнил - оказалось что у свечей, которые были, электроды (три боковых и центральный) гораздо меньше выступают в камеры сгорания, где-то на 5 мм разница, по сравнению с новыми, одноэлектродными, купленными по каталогу (резьбовая часть одинаковая). Из-за чего они, стало быть, гораздо хуже поджигали смесь в цилиндрах.
После замены свечей выхлоп вошел в норму, а еще сразу защелкал клапан абсорбера, который раньше система отключала, чтобы избежать еще большего переобогащения смеси. Стертая ошибка больше не появлялась, а значение напряжения датчика кислорода стало 0.450 вольт - нормальная смесь.
С напряжением датчика в этой системе не так все просто, кстати. Датчик кислорода стоит уже широкополосный, который выдает не напряжение, а ток на блок управления. Но для OBD сканера блок управления двигателя представляет сигнал датчика в виде симулированного напряжения, имитируя таковое от обычного датчика. Это я за чашкой чая на обеде успел выяснить :-).
Фактически получается, что в системе управления все время происходила "борьба" между датчиком кислорода, который диктовал необходимость обеднения смеси и отключения клапана абсорбера, и системой поддержания холостого хода, которая обогащала смесь, чтобы избежать остановки двигателя. В общем и целом система холостого хода побеждала, но датчик кислорода время от времени проводил успешные контратаки и глушил таки двигатель!

Впрочем, поскольку при мне она так и не глохла ни разу, это может оказаться лишь стройной теорией.

P.S.

(no subject)

Как выяснилось сегодня (Эймон рассказал), то что нас босс когда-то был механиком, не легенда нашего городка (как я был склонен считать), а научный факт! Он действительно дипломированный (qualified) автомеханик и работал раньше в их семейном гараже (тоже дилершип Пежо) в другом городе. На вопрос "Это когда ж это было-то?" Эймон пошутил, что это было при Флинтстоунах.