Category: лытдыбр

(no subject)

Вопрос к программистам, уверен их тут есть. Допустим, я хочу научится программированию (для начала на любительском уровне) с уклоном больше к embedded software, программированию микроконтроллеров и т.п.. Бесплатно конечно же (ну, максимум с расходами на уровне покупки умных книг). С чего начинать? Куда продолжать? В школьные годы я так весьма серьезно увлекался программированием (ну, насколько тогда это было возможно в эпоху малодоступности компьютеров): сначала для программируемых микрокалькуляторов, потом бейсик на школьных "Электрониках", потом ассемблер для "спектрума". На этом тогда и заглохло ибо с записью и считыванием программы на магнитофонную кассету я просто заебался, а на дисковод тогда денег не было. Вернее жалко было. Купи я тогда вместо первой машины нормальный компьютер может вся жизнь по-другому сложилась бы, н-да.

Это не то чтобы я решил поменять жизненный путь себе, а больше для тренировки мозга и общего развития. А то такая большая сфера технологий и мимо меня проходит, непорядок. Ну еще кое какие проекты задуманы для которых хорошо бы именно микроконтроллеры освоить, вот там тоже пригодится.

Flat rate vs Hourly

Заголовков как этот или вариаций на тему полно на форумах iATN и тема того заслуживает. Не знаю в какой степени она затронет русскоязычного или хотя бы просто не-североамериканского читателя, но все же решил написать об этом. Вот и у меня наболело, да.

Речь идет о способах начисления зарплаты механикам в автосервисе. Пока я сюда не приехал, я думал тут везде или почти везде flat rate, но на самом деле оказалось что бывает и так и эдак, мест где платят hourly тоже хватает, хотя в нашей местности это в основном инди-сервисы, не дилершипы. Собствененно, лично я сюда ехал вообще с обещанием особых условий, но с этим меня просто наебали (цензурного слова не подобралось, извините)

Hourly - это обычная почасовая оплата. Не совсем так как мы привыкли в Европе, где твоя обязанность вовремя прийти на работу и вовремя уйти и в награду за выполнение этих условий ты получишь оплату в оговоренном размере плюс полуторная за овертайм (сверхурочное время). Здесь, если работы нет, клиент не пошел, тебя могут попросить уйти домой пораньше, а то и вовсе не приходить сегодня - тогда абсолютно законно можно тебе не платить ни шиша за то время пока ты не был на работе. То есть, гарантии что за месяц или за год ты получишь определенную сумму все равно нет. Чтобы такая гарантия была это называется salary, т.е. оклад, твердый и гарантированный пока тебя не уволят совсем. Правда, в обмен на salary ты лишаешься нормированных рабочих часов. Т.е. тебя могут попросить (без возможности отказаться ;-) ) задержаться подольше или прийти поработать в выходной день и никакх сверхурочных платить тебе никто не будет за это. Во всяком случае - не обязан. Salary, однако, механикам платят крайне редко, в основном это удел управляющего персонала.

Это я, помимо всего прочего, говорю тем кто думает что раз у него hourly, то жизнь удалась и устаканилась и беспокоиться о материальном больше не нужно. Это не Европа, увы, и та или иная цифра почасовой зарплаты не гарантирует ничего, если кроме нее еще не гарантирован и минимум часов в неделю. Для работника это плохо, конечно, но такие условия повышают выживаемость бизнеса, который не утонет в периоды спада спроса под грузом зарплатных счетов, оторые все равно платить надо или потому что увольняемым работникам надо платить порой весьма увесистые выходные пособия. Именно по этой же причине в Европе всегда первыми увольнять будут тех, кто последним пришел, вне зависимости от того насколько хорош этот работник - того кто пришел раньше и работал дольше уволить дороже выйдет! Заодно вы начнете догадываться почему в Европе экономика более вялая, а зарплаты меньше ;-). Бизнес там вынужден компенсировать возможные риски расходов на прокорм персонала снижением оплаты этого самого персонала. В наших палестинах такого риска у бизнеса нет (или он существенно меньше) и поэтому, пока работа есть, можно привлекать работников более высокой оплатой.

А теперь самое интересное: flat rate. Это довольно редкий способ оплаты, насколько я знаю, кроме механиков автосервисов так платят еще парикмахерам разве что, может быть еще некоторым строительным специальностям. По сути это сдельная оплата без каких-либо гарантий вообще.

В автосервисах платят за нормо-часы, причем не произведенные, а проданные клиентам (или списанные по гарантии). Если удалось получить с клиента или с гарантии оплату за ту или иную операцию - тебе заплатят. Если нет - не получишь ни шиша. Иногда, редко, нормо часы списывают на тот или иной внутренний счет и тогда тебе тоже заплатят. Но чаще ты просто видишь нолики, если проверяешь свой flagged time (оплаченное время, не знаю почему оно так называется). Звучит довольно мрачно, не так ли?

Однако есть и светлая сторона, которая тоже двулика, у нее есть позитив и негатив.

В позитиве вот какой момент. По мере того как ты нарабатываешь опыт и многократно делаешь одну и ту же работу, ты делаешь ее все быстрее и быстрее. Например, замену сальников ступичных муфт полного привода на F-350 я первый раз делал четыре часа. Весьма противная работа, грязная, с увесистыми деталями, маханием кувалдой и упражнениями с длинным ломом. Собственно, подходящего лома у меня тогда не было даже и я делал по мануалу, где процедура описана без лома, только с кувалдой :-). На чтение мануала, кстати, тоже уходит время, которое усугубляется тем, что компьютером пользуешься не ты один. Даже просто снять и поставить колесо на F-350 весьма непросто с непривычки - уж больно оно тяжелое даже в штатном варианте, а есть еще те кто компенсируют дефицит размера полового органа большими колесами и лифтом, там вообще колеса по 50 кило весят. Прочие детальки тоже соответствуют равно как и моменты затяжки на всяких болтах-гайках. Добавьте сверху толстенный слой глинистой грязи, ржавчину и все это промерзлое до -30 зимой так что даже после часа в теплой ремзоне руки все равно на металле не удержать - холодный сука!

А начисляют за эту работу у нас только 2.5 часа.

Впрочем, сейчас я уже справляюсь часа за полтора - два притом что большой лом купил не за 250 баксов как некоторые тут, а за 15. Мой, правда, неказист, сделан в Индии и потребовал небольшой доработки, но ведь делает он ту же самую работу, а 235 оставшихся баксов найдут себе и другое применение, не пропадут. Чистая экономика: если бы я только и делал что эти сальники, я бы потратился на лом получше, а так пара-тройка сэкономленных минут на каждой работе за счет лучшего инструмента не окупят дополнительные затраты в таком обьеме.

И так - со многими работами, но не со всеми. Об этом чуть ниже.

А пока расскажу о негативе светлой стороны, как бы ни парадоксально это звучало. Негатив в том что есть работы которые заведомо переоценены. В основном это касается работ которые оплачиваются клиентом, но иногда и для гарантийных работ находится быстрый способ выполнения, до которого либо не додумались придворные механики производителя либо путем пренебрежения некоторыми операциями, фактически обманом производителя рассчитывающего на выполнение работ в полном обьеме и оплачивающего это.

Впрочем, гораздо чаще бывает когда производитель обманывает механиков устанавливая заведомо нереалистичные нормативы времени просто с целью сокращения своих гарантийных расходов или расходов по отзывным кампаниям. Например, многочисленные отзывы по перепрограммированию тех или иных блоков управления платят 0.3 а то и 0.2 часа. То есть за 12 - 18 минут я должен найти ключи, найти машину на стоянке (зимой особенно прикольно), загнать ее на свой подьемник, подключить сканер, прочитать ошибки (то или иное направление работ может быть выбрано в зависимости от этого), подключить зарядное к аккумулятору для надежного питания, зарядное может понадобиться и для сканера, произвести собственно перепрограммирование, стереть прописавшиеся ошибки, все отключить и положить на место, выгнать машину, отнести ключи на место, сделать запись в файле и пробить время. Все это на любом этапе может быть прервано глюками, потерями соединения и т.п.. Словом, после первых полсотни раз когда тебя так наебет производитель, ты его уже наебываешь в ответ без малейшего угрызения совести. Снова извиняюсь за ненормативную лексику, но другой тут не подбирается никак.

Так вот за те работы, на которых можно наебать кого угодно, будь то производитель или клиент, разворачивается тихая, но нешуточная конкуренция. Ибо зачем, спрашивается, нарабатывать опыт и вкладывать деньги в инструмент, когда можно устроить себе процветание путем поддерживания отношений с нужными людьми, которые будут обеспечивать тебя потоком заведомо переоцененных работ? С прошлой работы я во многом потому и ушел что работать в одном коллективе с любимым мальчиком начальника достало. В прошлом году я много заработал в немалой степени потому, что любимчик на три месяца отсутсвовал по случаю травмы (нет, это не я ее ему причинил ;-) ) и я делал все работы, а не те что менее выгодны. На новом месте ситуация немногим лучше, но тут коллектив большой и делится на более любимых и менее любимых. Более любимые работают уже много лет и не имеют ни малейшего резона уходить, остальные сменяются достаточно регулярно.

Нетрудно догадаться что атмосфера в подобных колективах хоть и может выглядеть внешне благопристойной (ибо менталитет не допускает прямую конфронтацию), но за фасадом это банка с пауками.


Теперь я понимаю почему мне один ученик аж упаковку пива сначала проставил за помощь в какой-то совершенной ерунде, пару подсказок и пару телодвижений, которые я просто сделал проходя мимо и полюбопытствовав чем он тут занят. Оказывается так вот помогать друг другу и что-то там подсказывать тут совершенно не принято. А вот проходить мимо и посмеиваться, видя как кто-то делает работу неоптимальным образом, а еще лучше в разгар работы подойти и заявить что "а я бы уже за это время закончил бы всю работу!" - это нормально и естественно. Мое приобретенное нордическое терпение удерживает меня от того чтобы раскроить такому череп ключом на 36 или использовать лом в качестве копья (а у мего лома второй конец исключительно подходит на эту роль!), но желание улыбаться такому человеку и желать ему доброго вечера уходя с работы пропадает даже не зародившись. В итоге я имею однобокую популярность в коллективах, когда меня очень уважают зеленые ученики, которым я помогаю зарабатывать побольше, но сторонятся аксакалы, у которых я неизбежно рано или поздно начинаю отбирать куски сладкого пирога.

Впрочем, эмоциональная сторона этого вопроса меня мало беспокоит, я исключительно сухая и безэмоциональная личность к моим 40 годам. Справедливости ради также замечу что вариантов в чистом виде, когда одни получают только и исключительно выгодные и сладкие работы, а другие только и исключительно невыгодные и тяжелые, я пока не встречал.

Больше разочаровывает то, что система, которая потенциально может обеспечивать самую высокую эффективность бизнеса, вследствие привнесенных в нее искажений начинает работать во вред этой самой эффективности.

Во-первых, пропадает мотивация персонала на трудовые свершения, так сказать. Когда я ехал сюда, я думал что моя наработанная высокая эффективность и привычка к работе на себя даст мне возможность чувствовать себя комфортно на flat rate. Это почти как свой бизнес, только надо отстегивать существенный процент работодателю в обмен на созданные им условия для зарабатывания денег, думал я. Увы и ах, но это сильно не то же самое. В своем бизнесе ты сам устанавливаешь расценки и сам берешь те работы, которые тебе выгоднее и отпугиваешь ценой клиента с невыгодными для тебя работами (или просто не делаешь их вообще). Тут ты должен делать что дадут. Можно отказаться, но ты никода не в курсе ждет ли тебя взамен более выгодная работа или будешь сосать лапу (в своем бизнесе ты всегда в курсе есть у тебя следующий клиент на очереди или никого после этого нет). Уйти домой когда нет работы? В принципе можно, но опять же, вдруг приехавший клиент с хорошей работой может достаться кому-то другому. Оптимальной тактикой является делать любую работу, причем как можно быстрее, не заморачиваясь качеством, вплоть до забивания болтов молотком - сорванная резьба будет проблемой следующего неудачника, который получит эту машину. Конечно, совсем халтуру гнать не выйдет, ибо если машина вернется тут же, то переделывать дадут тебе же и делать это будешь бесплатно. Но, как знают многие кто работает в этом бизнесе, четко привязать некую проблему к плохой работе механика можно далеко не всегда. Может быть да - а может быть и нет...

Во-вторых, эффективность бизнеса в целом падает потому что нет кооперации между персоналом. Если в футбольной команде каждый, включая воротаря, будет стремиться забить гол, такая команда не выиграет никогда. Так и здесь: когда каждый стремиться ухватить выгодные работы и сделать чтобы они не достались никому другому, когда не идет обмена опытом и роста эффективности работы каждого члена команды - проигрывает весь бизнес. Поразительно, но даже в нынешнем месте где есть бригадир, который не работает сам и получает оплату не по сдельному принципу, а, скорее всего, получает бонус за общую эффективность, дождаться помощи от этого бригадира совсем непросто. Даже простая просьба помочь затащить бобкатом машину на подьемник выполняется с видом большого одолжения, а получить помощь по техническому вопросу - это вообще большое событие. Впрочем, это можно списать и на мою социальную недоразвитость.

Кстати, я научился управлять бобкатом, надо же как-то выкручиваться в такой ситуации. Нагуглил мануал оператора, по диагонали почитал - и вперед!

В-третьих, искажения в нормировании времени на рабочие операции приводят к дезорганизации планирования загрузки ремзоны. Начнем с того что, что на одну и ту же операцию будет отводиться разное время в зависимости от того машина на гарантии или без. Причем, на 80 тыс. км, например, она может быть и так и эдак, в зависимости от многих условий. И даже на 198 тыс. км и 9.5 лет отроду вполне может быть что на некую операцию применяется гарантийное время. Например, замена вариатора на Murano. В сущности, любого вариатора на Ниссане. Помимо гарантийного времени разные справочники дают разное время и на те операции, которые гарантия уже не покроет. Причем с большим разлетом. Управляющий или диспетчерский персонал в условиях такого балагана не может просто из справочника взять время и использовать его как предполагаемое время выполнения операции для планирования дневной загрузки. Чаще всего они время берут просто от балды и ты видишь в файле наряда как на замену двигателя указано 5.0 часов, а не два дня - значит сегодня ремзона будет перегружена потому что записано больше клиентов чем в принципе можно принять. Или два часа на замену какого-нибудь ерундового уплотнителя двери, которые будут означать что после обеда ты будешь сосать лапу потому что клиентов записано меньше чем надо!

Тут еще относительно неплохо, что обязанность указать предполагаемое время на операцию у нас лежит на самом механике на этапе составления оценки стоимости работы. Сначала это страшно раздражало, потому что приходилось тратить лишнее время на поиск по справочникам нормативов на те или иные операции, а это снова работа забесплатно. Потом я сообразил, что если бы тупая курица на приемке (а других там нет) брала бы это время из справочника по своему разумению - было бы куда хуже. А так можно периодически указывать время с запасом, авось никто не перепроверит и не увидит что ты завысил норматив втрое :-). Когда оценка одобрена клиентом, то хоть за пять минут сделай три нормо-часа, никто и не почешется! А если звезды сложатся удачно, то за день и 20 часов заработать не предел. Что, естественно, мало связано с твоим мастерством и профессионализмом.

Словом, в планировании загрузки имеется полный и безнадежный бардак.

Наконец, в-четвертых, далеко, ой далеко не все даже ремонтные операции покрыты указанными нормо-часами, а уж про диагностику и говорить нечего. Составление оценки на стоимость диагностики это вообще маразм по определению. Тоже со временем стараешься использовать в своих интересах, вплоть до указания нескольких часов на диагностику неисправности, которую уже случайно и быстро нашел.

Все вместе это создает атмосферу мрачного казино - никто ни в чем не уверен, тут и там делаются рискованные ставки, со временем начинаешь соображать как можно повышать вероятность выигрыша, иногда перехватываешь неплохой приз, но без нужных связей и знакомых шулеров нервы выматываются будь здоров. Свой бизнес на этом фоне мне кажется тихой гаванью (а наемная работа в Европе и вовсе стоячим болотом).

Что выбрать, что лучше, hourly или flat rate, советовать не стану. Каждый выберет сам для себя, что ему больше подходит. Мне пока максимизация дохода важнее собственного спокойствия, прочность нервной системы еще не исчерпана. Но для своего бизнеса использовать flat rate как систему оплаты я бы поостерегся. И не только я пришел к такому выводу, на iATN многие называют flat rate примитивной и устаревшей системой оплаты и мотивации персонала.

http://wp.me/p4zTi9-ju

(no subject)

Все, нападал снег и теперь уже точно мотосезон можно обьявить закрытым.

Что-то возникает впечатление что с каждым сезоном идиотов на дороге становится больше. Это понаехи из теплых краев сюда стекаются что ли? По первому снегу ездят как совершенно упоротые, отчаянно промахиваясь с торможениями и выписывая такие кренделя что диву даешься - у тебя что, вообще мозгов нет? Это не асфальт, детка, это снег и лед. Ему похрен что у тебя полный привод и ты только что так лихо разогнался и пробил сугроб, не то что лохи всякие на легковушках. Тормозить и поворачивать ты будешь на общих основаниях. Вернее, даже хуже, потому что на зимние шины у тебя денег нет ;-).

Жена предположила что это они только первые дни такие, а потом умнеют. Я предположил что скорее попадают в число выбитых: или сам выбыл, или машину разбил и ходит пешком до конца зимы потому что в сервисах очереди. Естественный отбор. Сегодня, сказала, в нее уже летел один такой, разворачиваясь на 360 градусов, так что аж пришлось сдать назад - чтоб не долетел. И в глазах у него явно читался процесс откладывания кирпичей. А глядя на следы на перекрестке у дома думаю как бы мне сделать знак "Your skid stops here!" и повесить его на забор или на столб. Прямо передо мной, по дороге домой вчера, на этом перекрестке Wrangler ну очень радикально отклонился от желаемой траектории. Так что ехал впереди, а оказался ко мне фарами. Ну чо, постоял, подождал пока он закончит свои непредсказуемые маневры и завернул домой.

Тут щас скажут поди что я просто завидую владельцам траков и джипов. А вот фиг там! Наоборот сейчас самый кайф на Маздочке летать. Сейчас пофиг 100 сил у тебя под капотом или все 500 - в любом случае они избыточны! А вот контроль тяги и хорошее шасси становятся суперважными факторами (и шины, да).

Так что мотосезон закрыт, но driving season как раз только открыт. Кроме шуток, действительно по снегу ездить интересно и весело.

Легко ли найти диагноста?

Порадовал комментарием на прошлый пост один из читателей. Дескать, если бы мне дали счет "90 за деталь, 600 за работу", то я бы платить не стал, сказал бы отдайте мне деталь, я ее в другом месте поставлю, а платить не буду.

Ну клево, чего уж там. Еще и десяти лет нет как я занимаюсь диагностикой регулярно (а не эпизодически), а уже понятно что во всей жопе, которая с ней творится, виновато не начальство сервисов, которое не хочет платить диагностам - виноват сам клиент, который ценности в диагностике не видит. И я, поверьте, прекрасно понимаю этих клиентов, да-да!

Скажем, счет за ремонт (с деталями и работой) долларов эдак в 700 - это весьма средненько в наших краях, даже, скорее, недорого. Гораздо чаще я вижу четырехзначные цифры в инвойсах. Так вот я бы, жадный хохол, удавился бы такое платить! Это ж, бля, как последний плейстейшн с иксбоксом вместе взятые! Или как 4К монитор для компьютера. За что??? Если еще за какую-то непонятную хрень в недрах машины из-за которой не работает такая важная вещь как обдув моей жопы чуть более прохладным воздухом в жару, то еще куда не шло. Ведь тут хоть есть чем произвести впечатление, вот, гляньте, у меня даже обдув жопы в машине есть! Но отдать 600 только за то что вы разобрались какую именно хрень менять - да хрен вам! Ты механик, ты должен знать что менять, а я тебе за работу плачу, а не за консультации!

Но с другой стороны, если я открываю автосервис (как тут меня порой призывают, и не только в этом дневничке), у меня постоянно тикает счетчик. За аренду помещения платить надо (или выплаты за ипотеку на него, которую куда сложнее получить чем на жилой дом, да-да). За отопление и уборку снега зимой. За свет и интернет. За доступ к информационной базе (и не одной). За лицензию на сканер (и не один). За лизинг оборудования или выплаты по кредиту за него. За рекламу же! А еще постоянный ручеек расходных материалов и проебанного или сломанного инструмента и оборудования. А еще как минимум надо посадить толкового человека в офис - заниматься приемкой, ответами на телефон, бумажной работой и поставкой деталей. Или заниматься этим самому, но тогда надо нанимать механика. Да не абы какого, а толкового диагноста, а он, жопа такая, начнет же говорить что достоин шестизначной зарплаты и на этом фоне уже блекнут даже платежи за аренду. Э нет, лучше я буду сам механиком и диагностом, а кто-нибудь пусть занимается офисом. Я как щедрый руководитель готов платить тысяч эдак 70 в год за это. При условии что он мне обеспечит возможность продать как минимум 200 нормо-часов в месяц. Тогда концы с концами сойдутся, я получу свою шестизначную сумму на руки, и даже что-то будет оставаться. Но это на непредвиденное: мало ли там, забыл хомут на шланге затянуть и у клиента антифриз на дороге вытек. Нет, ну клиент отнесся с пониманием, бывает, все ошибаются, да и двигатель не пострадал, но, сам понимаешь, я тут за эвакуатор заплатил 800 баксов, в гостинице ночевать пришлось, покушать надо было да еще и рабочий день потерял - ты же не будешь спорить если я тебя попрошу скомпенсировать мне $1765.34, я даже все чеки сохранил и тебе их отдам? Да не вопрос, конечно же оплачу, такими клиентами, которые относятся к твоей работе с пониманием и не врут, не разбрасываются. Более того, я вам еще и купон дам на три бесплатных ТО, а то неловко получилось, право же извините! Хорошо что чеки сохранил, их можно по налогам провести как расходы. Ах, блин, про налоги-то я забыл, их тоже платить надо. Если не на прибыль (какая там прибыль нафиг!), так за помещение, за землю, за лицензию. А еще страховка, блин!

Нет, я не жалуюсь, жить можно, сто тыщ в год таки выходит, плохо ли. Но это при условии что я делаю 200 часов в месяц. 10 часов в день хоть тресни, но продать надо. А иначе закрывайся и иди работать в дилершип, за те же деньги, но бессловесным наемным работником.

10 часов это ничего, это не так и страшно. Вот машинка подошла, ему всего лишь колодки поменять. Это 1.0 нормо-час, все так берут. Справимся? Да плевое дело! Нет, за 15 минут конечно не успеть, все же надо бы и направляющие колодок заменить, под ними ржавчину почистить, потом слегка подточить колодки чтобы двигались свободно но не болтались, заодно смажем пальцы суппортов, мы же не абы кто, мы работаем как премиум автосервис, мы не обещаем самые низкие цены, мы вместо этого предлагаем самое лучшее качество! (Да, иногда даже мы допускаем ошибки, я знаю, но мы за них платим и сами же исправлаем). Жаль что клиент не подписался на замену дисков. Нет, протачивать мы не будем предлагать, после проточки они будут уже на нижнем пределе толщины а то и за ним. Да, замена тормозных дисков на 154 тыс. км это нормально, они примерно все так и ходят. И мы вам тут вот напишем что мы вас предупредили что диски надо было заменить, распишитесь пожалуйста! Но если не хотите менять, это ладно, формально они пока вписываются в пределы по износу (да, я потратил пять минут и нашел данные), а на колодках я сниму фаску чтобы они не скрипели по крайней мере первое время.

Блин, а ведь пока это все клиенту обьяснял и правда 50 минут на все про все ушло. Конечно, хорошо бы еще финальный тест-драйв сделать, ну так, на всякий случай, ну да ладно, некогда уже. Господи, да что там с ней станет, все будет нормально. Все, кто у нас там следующий?

И тут приходит такое чудо, охлаждение сидений у него видите ли не работает. Какая цаца, скажите пожалуйста, ездит на пикапе и такие запросы по комфорту... Ну ладно, customer is king, будем работать. Давай-ка разбираться для начала что у нас тут и как устроено.

Через два с половиной часа размышлений, разборок и проверок я стал склоняться к мысли что дело все же в блоке управления. Однако блок конфигурируемый и его если купишь обратно уже не вернешь. Пусть мой человечек в офисе прозвонит дилерам насчет цены, а еще полчасика тем временем поработаю. Ага, недорого, даже меньше чем час работы тут у меня и у дилера лежит на складе. Я молодец, обзавелся собственным IDS и плачу за доступ к фордовской техинформации, так что дело идет быстрее чем могло бы, на чесание репы и прочесывание интернета времени уходит меньше. Все же выбрать специализацию по Фордам как основное направление работы было неплохим решением, работа с ними идет стабильно, а если что-то незамысловатое то берем и другие марки тоже. Что делать? Рискнуть сотней долларов (потом придумаем как их с клиента снять) или еще покопаться с проверками чтобы уж наверняка откинуть все прочие причины которые я могу себе вообразить. Ладно, пусть пока мой офисный человечек летит за деталькой, а я еще покопаюсь. Пока деталька в упаковке, мы ее еще вернуть сможем. Еще 45 минут копаюсь, нет, ничего больше не нашел, блок уже тут. Ладно, меняем... Ура! Заработало! Так, пусть пока работает, насколько сможем убедимся что это не временно прошедшая непостоянная неисправность, а за это время соберу разобранное обратно и настрочу в инвойс описание проделанной работы. Еще полчаса, все собрано, все работает, инвойс выписан. Нет, припиши еще полчаса. Зачем? Скоро узнаешь... Все, следующий!

Что там у нас? Радиатор течет. 2.5 нормо-часа на замену, клиент в курсе, ок, отлично. За два часа должен управиться, работа на такая большая как кажется. Поехали...

Ага, через час из офиса слышны уже нервные возгласы. Хе-хе, я знал, клиент пришел за своим пикапом. Пойду говорить с ним сам, тут офисный человечек не справится...

Фуф, полчаса переговоров, но все таки удалось клиенту втолковать что 4.25 часа за диагностику (по сто баксов в час, дешевле только у нелегалов в домашних гаражах), 0.5 часа за замену и программирование и 90 баксов за деталь это разумная цена. Да, согласен, если бы я сразу знал что дело было было в блоке я бы сразу и заменил, но мне ж никто этого не подсказал. Вот смотри, специально для тебя я даже расписал во всех подробностях что и как я проверял, вот схема распечатанная... Ну, я понимаю что ты в этом ничего не понимаешь, но и мне компьютер тоже не сказал сразу "меняй блок", вот тебе и распечатка лога с IDS - что, где-нибудь видишь что написано "неисправен блок управения"? Вот и я не вижу, потому что там нет такого. Да, это лог, в котором именно видно все что было на экране IDS. Хочешь, подключу IDS еще раз и покажу? Нет, не надо? Все, вопросов нет, платить будем? Будем. Больше не приедешь? Ну, что ж, насильно мил не будешь, но вряд ли в дилершипе дешевле было бы. Может они бы часа за три нашли бы, так у них и нормо-час почти вдвое, так еще и 11% за sundries сверху, а мы берем только за конкретное время и конкретные детали. Еще раз повторяю, да, мне потребовалось 4.25 часа на поиск этой проблемы и, да, я не работаю ни минуты за бесплатно за исключением исправления собственных косяков. Если ты тут видишь мой косяк - скажи в чем он заключается.

Уехал, слава богу. Теперь еще надо проследить за своим аккаунтом на Гугль Мапе, он же может там плохой отзыв оставить, надо как-то реагировать будет. Ну что, офисный человечек, теперь ты понял за что еще полчаса приписать надо было ;-) ? То-то же, мне тоже хочется эти десять часов в день продать за десять часов работы, а лучше бы за восемь. А не за четырнадцать или двенадцать и сидеть тут до поздней ночи.

Все, работаем дальше...


Надеюсь, теперь немного понятнее становится почему за диагностику надо не просто брать оплату - за диагностику надо драть! Думаете мне нужна лицензия на сканер(ы) или платить за подписку на автодаты всякие чтобы колодки или радиаторы менять? Да фиг там, я их и так заменю. Все эти дорогие игрушки мне нужны вот именно чтобы поменьше времени тратить на поиск вот таких вот неисправностей. И это при том, что заменяя радиаторы да колодки я еще получаю прибыль с продажи запчастей. А если я делаю три таких радиатора подряд, то на третий у меня уйдет вполовину меньше времени чем на первый - снова лишняя денежка капнет. А потратив время на диагностику я получу только оплату за это время... и потерянного клиента впридачу!

Но можно и по другому. Я вижу что у меня набегает клиенту счет под 600 баксов. Что ж, звоню клиенту, говорю: "Все плохо, глючит схема контроля шины данных в BCM, надо менять BCM если по хорошему, а он идет в связке с ключами и блоком двигателя, это все часть противоугонной системы, там за три тысячи выйдет все вместе. Но я могу попробовать перепаять микрухи, поставить под тот же протокол, но более надежные, там возни побольше будет и надо будет подождать пару дней, но баксов в 800 - 900 впишемся. Да, и не говори, сейчас все такое, понаставят блоков, а комплектующие самые дешевые, экономят копейки, а потом такие расходы... Зато сидушки уж будут работать да и вообще оно для общей надежности полезно". Все, через пару дней отдаю клиенту машину, кидаю ему на панель пару-тройку старых микросхем от чего-нибудь ("на память, смотри, даже, сволочи, обозначения затерли на микрухах") и все довольны - клиент доволен "съэкономленными" деньгами, а я "заработанными".

Скажете не всякий разведется, выведет меня на чистую воду? Так еще более вероятно что за честный счет кто-то откажется платить, упрется рогом и все! И понеслась: машину держишь у себя в залоге, он через суд ее пытается отобрать или просто пробует выкрасть с моей территории. А не получится, так разобьет в ней стекла ночью и скажет что теперь я ему должен.

Вы думаете это я тут жалуюсь на жизнь? Да ни фига. Я просто пытаюсь показать что за диагностику вообще-то дешевле платить, чем не платить, иначе ею просто перестают заниматься - невыгодно. Хотя это глас вопиющего в пустыне, не будет клиент платить за то что механик ДУМАЕТ. За то что кто-то для них думает платить могут только весьма обеспеченные люди. Юристам, врачам или организаторам праздничных вечеринок. Свадебная церемония стоит как весьма неплохая машина и она производит впечатление сразу на массу людей. А как похвастаться тем что "вот мне тут механик подумал и нашел как починил неисправность с подогревом сидушек, я ему 500 баксов отдал чисто за то что он подумал!" Так и слышу в ответ: "О, да ты крут, уважаю! Но я тоже не лох, у меня вот тут моя Ауди что-то подергиваться стала на разгоне, причем не всегда, а иногда так и только на холодную. Так я, прикинь, своему спецу 2700 баксов заплатил, и он нашел таки что там один контактик окислился хитро так" - "Да, мы с тобой крутые перцы, вон как можем своим диагностам платить, не то что всякие лохи что так и ездят на иногда дергающихся машинах и без подогрева сидений!"

(Тут я уже сам пишу и ржу!)

На самом деле я прихожу к выводу что, во-первых, эффективность диагностики надо повышать за счет массового внедрения информационных технологий именно в сферу поиска и обмена информацией между теми, кто ею занимается. Самая эффективная диагностика это когда ты заранее знаешь что там ломается чаще всего и в первую очередь и как это быстрее и дешевле всего подтвердить. Какое-то начало положено сообществом на iATN и далее развивается в его производную Identifix. Иногда там уже срабатывает забить в строку поиска симптомы и через секунды получить список причин со статистикой их вероятности и способ подтверждения. Вот над этим надо работать дальше создавая что-то вроде википедии по ремонту и диагностике заточенной именно на сверхбыстрый поиск причин основанный скорее на статистической вероятности отказа компонентов, а не на пошаговых алгоритмах диагностики. Там же должно быть легко и быстро усвояемое описание работы любых систем, описание логики самодиагностики этих систем (обязательно!). И все это в едином стандарте для всех марок и моделей. Опять же, какие-то зачатки подобной системы есть у Форда (естественно, только для своих моделей). Отмечу также что тут у Форда техподдержка работает лучше чем где-либо я до сих пор видел: вся коммуникация идет в письменном виде и на довольно заковыристые вопросы пока можно было добиться вполне четких ответов, не с первого так со второго раза.

Во-вторых, с ремонтом для частного владельца надо завязывать вообще. Сломалась машинка и неизвестно что с ней? Вот тебе прайс на трейд-ин машин с такими неисправностями, сдавай сломанную, получай новую и с гарантией. Цена не устраивает - давай до свидания! Или на аукцион. Цена ремонта равна разнице в цене между машиной с неисправностью (или со списком таковых) и без нее для одинакового года, пробега и набора опций. А там мотору сталинград настал и коленвал заклинило или это на стартере контактная гайка ослабла и обгорела - это уже не твоего ума дело, родной. Хочешь, разбирайся сам или ищи дураков тратить на это время, с большой вероятностью - бесплатно. Так что кредит, лизинг, прокат, дополнительные гарантии за дополнительные деньги, страховка на случай ремонта - это наше все, это будущее. В зависимости от финансовой и диагностической (!) статистики по этой модели с такими симптомами мы и будем решать по какой цене мы ее примем и будем мы ее ремонтировать или разбирать как донора запчастей и источник вторсырья

А диагностика станет уделом энтузиастов. Как радиолюбительство или реставрация старинных машин. Хобби, занятие за которое платит тот, кто им любит заниматься, а не тому, кто им любит заниматься. Я бы охотно подбирал бы задешево интересные машинки посвежее - покопался и какое-то время потом поездил на ней :-). А хотя я и так езжу на всяких интересных машинках периодически и забесплатно...

http://wp.me/p4zTi9-i2

Один день из моей жизни

Тут вот модно стало писать на тему "один день из моей жизни", ну и я туда же. Правда тут не весь день, а только рабочее время, да и то не все, а так, только показательно маразматичные моменты. Но все это за один лишь день, и это еще далеко не худший из дней, а вполне себе рядовой...

Сперва быстрое упражнение с лампочкой давления в шинах на этом страхолюдном ниссановском грузовом фургоне NV. Лампочка горит и на панели сообщение о недостаточном давлении. Фокус в том, что давление спереди и сзади у него сильно отличается, и хотя после перестановки колес давление кто-то где-то и выставил правильно (ну там чуть меньше было, но это спишем на погрешность как самих датчиков так и манометра того, кто шины накачивал) но вот колесные датчики не перепрограммировал и шибко умная машина посчитала что в задних шинах давление ниже нормы - задние колеса-то теперь спереди но система не умеет понимать фактическое положение датчика, а тупо запоминает по ID передатчика позицию колеса. Т.е. после перестановки шин надо программировать заново. Дилерским сканером, ага. Ну может и какие-то универсальные сканеры это умеют, но и они денег изрядных стоят. Да и то, никогда не знаешь толком, что этот универсальный сканер умеет, а что нет (или еще хуже, только делает вид что умеет).

Потом Titan, со вчерашнего дня еще. У него накрылся блок управления двигателя (довольно частая проблема), заменил, заводится, но теперь куча ошибок по связи с другими блоками (U1000 и другие) как в самом блоке двигателя, так и в других блоках (АКПП, ABS, 4WD и т.д. по списку). Причем эти ошибки и раньше были, но тогда-то понятно что из-за мертвого блока двигателя. Оно ведь просто тупо прописывает U1000 в памяти блока управления чем-либо в случае отсустствия ожидаемого отклика с каким-либо из блоков, прописать разные коды для различных нарушений связи им было лениво (вернее, эффективные менеджеры не проплатили время на проработку этого вопроса). А ты теперь думай: то ли там была и есть проблема где-то в проводке или с каким-то из блоков, который глушит CAN (такое тоже уже было) или это проблема, скорее всего софтовая, с новым блоком двигателя? Покурил мануалы и бюллетени, нашел инфу по поводу программирования нового блока, дескать версию программы надо смотреть в каталоге деталей наряду с номером детали (т.е. должно быть два номера для одной детали, собственно номер детали и еще один номер детали, который на самом деле номер софта). Сверяюсь с каталогом, а там два номера именно для разных деталей, один с какой-то там даты до 08-12, а второй с 08-12 до какой-то там даты. Эта машина как раз выпущена 08-12 :-).

Думаю позвоню в техподдержкиу прежде чем копаться с проводами. И кстати да, запросил согласовать с клиентом дополнительное время на диагностику, 3 часа для начала, так тот типа повелел "даю один час". А что за час сделаешь? Только разберешь все, начнешь прозванивать, глядишь уже и 50 минут натикало, а еще надо настрочить в репорт что именно проверил и какие результаты, это еще десяток минут. Т.е. час прошел, а теперь клиент скажет "все, больше платить не буду" и что? Так и отдавать ее все распотрошенную? Будет сканадалить, ясное дело. Так что час, это только на то чтобы разобрать - и сразу же собрать. А потом написать "я все разобрал для проверки-прозвонки за полчаса, но ничего не проверил и не прозвонил потому что вторые полчаса потратил на обратную сборку". В таковом случае клиент будет скандалить еще больше.

Так вот, прежде чем звонит в техподдержку, надо из программы техдокументации распечатать специальную форму, на которой будет указан номер доступа. Этот номер доступа надо ввести при наборе на телефоне иначе до техподдержки не достучаться. И кнопку для распечатки этой формы еще не так-то просто найти, она эдак хитро запрятана в дебрях менюшек, а вовсе не стоит на самом видном месте интерфейса. Пока я в который раз вспоминал где же найти эту кнопку наткнулся на другую "открыть чат техподдержки". О, клево, чат это удобнее чем на телефоне висеть! Открываю чат. Минут пять крутится надпись "Ждите, представитель техподдержки скоро с вами соединится...", которая затем сменяется на "Извините, в данный момент сервис недоступен". Пробую еще раз - с тем же успехом. Наебалово, короче. Поди эффективный инноватор там где-то сделал презентацию начальству как оно все клево будет и удобно, с наглядной демонстрацией, получил одобрямс, но дальше строчки в меню и интерфейса чата пока еще дело не зашло. Но сервис типа запущен, ага.

Ладно, сажусь на телефон, дозваниваюсь. "Ваша позиция в очереди - номер 3, представитель техподдержки скоро с вами будет. Нам важен ваш звонок, извините за неудобства". А пока послушайте музычку через каждую минуту прерываемую уверениями о том, как им важен мой звонок. Чувствую себя важным, да. Еще бы, клиент мне платит $150/час за то что я слушаю музыку по телефону. Ладно, это я себе льщу. За час с клиента-то скорее всего сдерут (или с гарантии, если блок окажется неправильным), но потратил-то я уже пару часов на эту катавасию, так что считай час уже бесплатно поработал. Телефон, тем временем, после неоднократных уверений вважности моего звонка сообщил что к сожалению техподдержка испытывает необычайно высокий наплыв звонков, перезвоните попозже. Ну так я и знал! Если в очереди первый-второй, то еще шанс дозвониться есть, но с третьей позиции я еще никогда не попадал на техподдерживателя, всегда заканчивалось так же как сегодня.

Итого порядка двух часов потратил и никакого результата. Еще раз, вместе с консилиумом из parts manager'ов (блин, вот как они по-русски теперь называются?) покурили каталог и решили что наверное все-таки неправильный блок прислали. Да, попытка сменить версию софта сканером не удалась - согласно бюллетеню должно работать, но и кнопки в интерфейсе уже не совпадают с описанием в бюллетене и опция записи софта не открывается, только обновление до следующей версии той же прошивки. Возможности конфигурации блока вручную тоже нет, в принципе нет (как у Пежо, например, было).

Проехали, следующий. На довольно свежей (3 года) Sentra с пробегом 60 тыс. км. владелец вдруг почему-то решил сменить антифриз. Ну, или может ему на приемке втюхали замену антифриза. Вообще-то у него 5 лет срок службы и до фига там сколько-то тысяч пробега. Но какая разница, надо толкать план по продажам, а замена антифриза с промывками и добавками это $220. А вот на замену тормозухи, которую надо каждые два года делать владелец упорно делать не соглашается. Не согласился и на этот раз. Замену тормозухи я усердно рекомендую, потому как оно и не помешает и определенный даже резон в плане безопасности имеется (особенно в свете отмирания всяких водятлов с залипающими педалями газа) и, главное, конечно же, оно мне выгодно - платят 0.8 часа, а занимает минут 10 - 15. Нет, ну я себе тоже на машинах меняю, вы не подумайте, чай оно мне не $170 стоит, а около двадцатки. Но и вы можете себе самостоятельно менять, дело нехитрое (ежели умеючи ;-) ), правда без спецоборудования займет подольше чем 15 минут. Но я и в Ирландии дома менял клиентам без спецоборудования и все равно выгодно было. Взаимовыгодно, даже.

Да и хрена ли удивляться, когда тут в чеклисте бесплатного якобы супер-мега тщательного техосмотра который совершенно по доброте душевной (ибо за это начисляют 0.0 нормо-часа) механик должен делать на практически каждой машине, резоном для замены тормозной жидкости указано ее "обесцвечивание" или "особое обесцвечивание". А знаете какой резон для замены жидкости гидроусилителя руля? На плакатике на приемке написано: "Замена жидкости ГУР делает ваш автомобиль более маневренным!" (Или более юрким, отзывчивым, "agile" в оригинале). Причем это они тут не сами придумали, это от поставщика плакатик, крупная контора между прочим, B&G. Не то чтобы это особо авторитетный производитель, но на агрессивном маркетинге они тут захапали изрядную долю рынка сервисных жидкостей и всяких присадок.

Вот и замена антифриза идет как пакет от B&G, там помимо антифриза еще идет промывочная добавка и некий "кондиционер" (гы-гы, "шампунь и кондиционер в одном..." пардон, в двух флаконах). И для замены жидкости ГУР и для промывки АКПП тоже идут такие же комплекты с промывкой (судя по запаху какой-то растворитель) и загадочным "кондиционером". Меня все интриговал вот этот "кондиционер" и я так подозреваю это скорее всего нейтрализатор этой промывки, т.к. если делать замену жидкости по технологиям и на оборудовании от B&G (оборудование неплохое, кстати) то полностю старая жидкость смешанная с промывкой из системы удалиться не может. Вот они, наверное, и нейтрализуют остатки растворителей в промывках этим "кондиционером".

Кстати, себе я на машинах эти промывки не заливал при смене жидкостей. Полагаю, если замену не запускать до состояния когда уже в системе смолы и накипь всякая начинают образовываться, то промывать там нечего, слил старую жидкость, залил новую и голова не болит об остатках промывок и т.п.

На этой машине я тоже решил что нечего хороший оригинальный антифриз разбавлять всякими левыми "кондиционерами". Вдобавок, в отличие от прочих агрегатов от B&G, агрегат для замены антифриза работает весьма выборочно, на одних машинах действительно довольно быстро и чисто вытесняет старый антифриз порцией нового без головной боли по удалению воздушных пробок, а на других работает безобразно и нифига толком не меняет, зависит от конфигурации системы охлаждения, положения и работы термостата и т.п. Так что я просто открыл сливной краник в радиаторе (тут он еще есть), вывернул пробку из блока цилиндров (которую еще тоже надо было поискать по мануалу, где она находится, в разделе где идет про слив антифриза положение этой пробки указано ссылкой на другую страницу... на которой ни слова ни картинки про эту пробку) и слил антифриз. Наполовину на пол и себе на голову, конечно, но наполовину и в подставленую емкость. Оно так всегда когда охлаждайку сливаешь, особенно если из блока. Думал было купить такую здоровенную платмассовую ванну (детский бассейн-лягушатник, он недорогой) и кидать его на пол, но потом подумал "а хрена ли, буду дома сливать в гараже, тогда и буду возиться с этой ванной, а на работе пол хороший, потом керхером прошел и в канализацию это все". Конечно, птичек-рыбок и прочую экологию жалко, вот даже не шучу... Заливать новый антифриз надо с использованием спешл-тула, а то ж. Которого, естественно нет. Есть некий похожий, дешевый "аналог", но к нему нет нужного адаптера чтобы оно фунциклировало как задумывалось. В итоге просто валяется где-то, один раз его тут чувак один пробовал применить - только время зря потерял. Дренажные пробочки для выхода воздуха больше не делают где надо, и если просто залить антифриз в горловину радиатора, то воздуха в системе еще дофига останется. Ну да ничего, кое-какие дополнительные телодвижения и хитрости и все заправлено как надо. А промывку и кондиционер сливаю в отходы. А то я их было оставлял на полке когда не использовал так потом сервис-менеджер, мудак, прицепился по этому поводу (я уже писал об этой истории). Теперь выбрасываю сразу, а не оставляю на выбросить потом - и все довольны :-).

Вторая задача на этой же машине "сделать AVR test". Что за хрень? Спарашиваю у коллеги (он понаех из Айдахо) - тот не знает. Предполагает "Air Vehicle Ratio?" Спрашиваем у другого паренька, тот еще ученик, он предполагает "может Amperage - Voltage - Resistance?". Ага, ну это как-то ближе к теме, может клиент хочет аккумулятор / зарядку / стартер проверить? Что значит образование! Спросил еще у одного. Ну вроде как сошлись во мнении что наверное да, наверное это оно. Идти спрашивать у приемщицы поленился, так что истинное пожелание клиента осталось покрыто туманом таинственности :-).

Для этой проверки есть два тестера, один большой на колесиках и совмещенный с зарядным устройством, а второй небольшой, носимый. У большого истрепались кабеля и, подозреваю, по этой причине, он оглашает примерно каждый третий аккумулятор неисправным, в том числе на новых машинах когда предпродажку делаешь, а в значении тока холодной прокрутки указывает черточки - скорее всего что-то где-то не контачит в нем. А у маленького сломан крокодил на минусовом проводе и в нем софт не обновляли года два уже и новых моделей у него в списке нет. Ах да, оба тестера заточены сугубо на Ниссан, ввести данные и проверить посторонний аккумулятор, на другой марке, толком не получится: если данные аккумулятора в подходящем стандарте еще могут и обнаружится на этикетке того аккумулятора, то где марка-модель на распечатке будет все равно указано "другой Nissan".

Но это машина трехлетняя, так что проверяю сперва маленьким тестером. Тот выдает результат "аккумулятор нуждается в зарядке". Подключаю другой тестер и он делает типа автоматическую тестовую зарядку. Потом пишет "заменить аккумулятор", но выдает черточки вместо тока. Конечно можно клиенту впарить и так, ведь вот же она, распечатка, компьютер принял решение! А не какой-нибудь замызганный механик... Но у меня сегодня приступ благородства и доброты (есть кое-какие причины ;-) ) и я решаю сделать толком. Снова подключаю портативный тестер (ах да, каждый раз ведь надо данные на машину заново вводить), делаю тест аккумулятора (снова выдает "требуется зарядка"), потом делаю тест генератора и стартера (все работает, да и чего с ними станет на трехлетней машине-то?). Пишу в репорте что генератор / стартер ОК, а аккумулятор надо тестить еще раз после зарядки. Заряжаю аккумулятор (пока занимался вот тем выше описанным Titan) большим тестером. Наконец снова проверяю аккумулятор маленьким тестером, получаю результат "заменить аккумулятор" на этот раз уже с цифрами. Скорее всего у клиента аккумулятор садился пару раз уже, вот он и загорелся идеей проверки всего. А может ему приемщица впарила эту проверку (это несколько менее вероятно зная эту приемщицу, хотя кто знает, они там тоже заинтересованы впарить как можно больше). За этот AVR test берут, по слухам, 0.7 нормо-часа (в этой конторе все так, по слухам, что касается оплаты за конкретную операцию; руководство предпочитает держать работников в неведении о том, сколько и за что им положено денег). Это дороже чем стоит новый аккумулятор (если его, конечно, не у дилера покупать и менять самостоятельно).

Собственно, на новый аккумулятор клиент так и не подписался. Наверное деньги кончились :-). Иногда складывается такое впечатление что клиент думает "тут у меня 500 долларов завалялось, надо их потратить на машину, поеду-ка я в дилершип, там же лучше всего знают как потратить эти деньги так, чтобы моя машина стала на 500 долларов лучше!" Или в обьявлениях о продаже машин так пишут "вложено деталей и работы на десять тыщ баксов, продаю машину за семь, great value, налетай!". Для меня очевидная индикация что машина - мусорник, в котором копались все кому не лень и который сосет деньги как пылесос, но поди ж ты, раз так пишут, значит для кого-то это и правда кажется замечательным предложением...

По ходу помог товарищу из Айдахо решить еще одну проблему. Надо было идентифицировать какой из двух вариантов заднего моста стоит на X-Terra. В мануале никаких отличительных признаков не указано, ни обозначений, ни кодировки в номере модели, ни этикеток на самом заднем мосту (вернее этикетка есть, но на не не указан какой это вариант). Гражданин, который тут себя считает самым великим специалистом по Ниссану, походя обронил "это вот этот вариант" и гордо удалился. Он любит иногда эдак свысока и небрежно дать подсказку не вдаваясь в детали и обьяснения, но в основном будет наблюдать за тем как кто-то что-то делает не так или изобретает велосипед и хихикать втихаря. Я такие типажи в Ирландии только в дилершипах Land Rover наблюдал, а здесь они повсюду. Сперва бесило, теперь уже параллельно, капитализм-с, человек человеку волк, н-да... Мне так неинтересно, надо все же разобраться. Распечатал картинки с детализацией для обоих вариантов и давай играть в игру "найди среди десяти отличий такое, которое будет видно без разборки". Картинки, как водится, с реальностью полностью не совпадают ни одна, это уже в порядке вещей что на картинке в мануале может быть и совсем другая система нарисована или нарисована явно неправильно. Так что слепо рассматривать (гм, как сказанул) картинки не стоит, надо подключать определенную фантазию и логическое мышление. Ага, нашел таки явное и логичное отличие в креплении фланца полуоси - у одного варианта болты с гайками, а у другого болты просто закручены в тело детали! "Великий специалист" подсказал правильно. А то мог бы и наоборот, он такой...

Поганенький человечек, кстати. Хотя со мной так явно не враждует последнее время, но вот все как-то нормальные люди в конторе, некоторые с причудами, но все равно не противные, а этот и сервис-менеджер к нему на пару - с гнильцой. Впрочем, неважно...

Потом была пара нормальных работ, где все прошло гладко, такие тоже иной раз попадаются :-).

Следующий - Versa 2007 года на замену кислородного датчика. И датчик стоит неудобно да еще и даже из набора специальных головок для кислородных датчиков (их там четыре разных на один и тот же размер 22мм) подошла только одна, пока не догадался примерить на новом датчике никак не мог понять чего ж она не налезает. А там такая хитрая чашка вокруг шестигранника датчика что головки не лезут. Нафига эта чашка там - непонятно. Скорее всего чтоб жизнь медом не казалась. А фиг вам, обломитесь, я уже настолько привык что все к чему ни подойди сделано неудобно, не подлезть и пока не открутишь и не отодвинешь в сторону еще десяток другой деталек, то и не посмотреть даже в зеркальце на то, к чему тебе надо подлезть, что я уже материться практически перестал когда с этим всем копаюсь. Привык, чо...

Теперь Rogue, заменить компрессор кондиционера. Опять же, то что открутить компрессор можно просто из под капота и снизу, а вот вытащить его ни вверх ни вниз не удастся, не пролазит - вот это как раз уже не удивляет и не раздражает. Компрессор вытаскивается неочевидным путем с частичным снятием правого переднего подкрыльника и хитрым маневрированием с переворотами. А вот то что новый компрессор пришел без электромагнитной муфты на нем - это уже обидно. Потому как именно муфта и сгорела у старого. Всегда заказывал компрессор и получал его в сборе. Один раз менял муфту, но проблема была именно в компрессоре (заказывал деталь и диагностировал не я). А тут прямо первый раз вижу чтобы компрессор без муфты был.

Что ж, тем хуже клиенту :-). Останется без машины на все выходные, ставить и собирать обратно все мне неохота, а без компрессора не поставишь ремень генератора и водяного насоса...

Под конец дня приемщица стала носиться в панике: на завтра записано на 30 часов работы, а все три механика взяли выходной, остались одни ученики. Вернее выходной взял я (я работаю по субботам, но отдыхаю в понедельник обычно), еще два дня назад, а сервис-менеджер об этом никого не оповестил, т.к. он увлекся идеей что я взял выходной чтобы пойти на интервью насчет трудоустройства в другое место. Я тут уже походил по нескольким интервью и кто-то, как он выразился, "почувствовал необходимость доложить". На самом деле просто завтра дите оставить не с кем, буду погонщиком чад весь день. Великий специалист по субботам не работает из глубоких внутренних убеждений, а товарищ из Айдахо просто решил отдохнуть (он вообще по шесть дней в неделю пашет всегда, он тут вахтовым методом, вдали от дома и семьи).

Потом еще была пара нормальных работ, без раздражающих моментов. Разве что от сервис-менеджера получил емейл с попреками, дескать я непрофессионально составил описание работы на одном из сегодняшних репортов а также на ряде других, ранее. Это там был Dodge Durango с посвистывающим вентилятором печки. Там заклеил одно отверстие липкой лентой и свист почти полностью пропал (какая-то болезнь у них с этим, второй такой за одну неделю). Я и написал что свист значительно уменьшился, а если все равно не годится то меняйте вентилятор печки в сборе или включите радио и не заморачивайте себе голову. Это был внутренний заказ, так что клиент по идее такого описания не должен видеть. Я ему и написал в ответ что заказ внутренний и стоит ли тратить несколько сотен баксов на такую ерунду пускай решает отдел продаж. Заодно припомнил ему как на другой машине я рекомендовал проточить тормозные диски ибо с заметной ржавчиной, а клиент закатил скандал что это дескать чересчур дорого для такой ерунды. И потом снова пришлось загонять на подьемник, снимать колеса, чтобы клиент сам посмотрел и высказал свое веское слово. И эта сука, сервис-менеджер еще и поддакивал, что да, дескать, нецелесообразно.

Собственно это он мне прислал потому что была другая машина, вот та Altima на которой камера заднего вида не работала, и я там вписал в репорт что тот, кто писал софт для этого балагана должен работать в детском саду, деткам начала информатики преподавать, а лучше пойти работать в Макдональдс и перестать вредить обществу. Поскольку там репорт был длинный и их никто не читает, то оно так и попало на инвойс клиенту. Клиент-то тоже может и не читал, но тетка, которая гарантийные заявки делает прочитала и доложила сервис-менеджеру (это его жена еще потому что) про такое вредительство.

Ну да я уже с ним тут на днях на куда более острые темы по емейлу лаялся, так что это мелочь.

Нет, это не особо поганый день. Я думал что будет особо поганый и стал уже все записывать в блокнотик себе, но нет, оказался день как день. Они такие все в основном и есть. Изредка выпадает хороший день, в основном это когда большая работа и никто не отвлекает ни на что. Но по большей части вот так и работаю.

http://ploughlikeelk.com/2014/06/14/%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%B8%D0%B7-%D0%BC%D0%BE%D0%B5%D0%B9-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8/

Изнеженность

Гражданка по фамилии Мельник (тут хватает граждан и гражданок с подобными фамилиями) пожаловалась что ее Frontier (aka Navara в Европе) не прогревает салон если с утра завести и оставить на холостом ходу работать. Прогревается только когда поедешь. Причем, как уточнила гражданка Мельник, в -20 оно еще нормально, а вот -30 уже не прогревает.

Как зима так жалоб на работу отопителя, естественно, хватает. Еще в Ирландии у Кашкаев была болезнь с радиатором отопителя, который забивался непонятно чем на совсем свежих еще машинах и тепла даже в мягкую ирландскую зиму не хватало. Его, тепла этого, от полуторалитрового дизелька и так негусто так что там и электрический радиатор последовательно вставлен в печку и еще термоэлементы в системе охлаждения. Здесь похожая история с радиаторами отопителя, причем если у Кашкая его еще с трудом можно было выдрать не снимая панели приборов, то здесь пока все что менял требовали снимать отопитель целиком. Впрочем, это не такая уж и плохая работа как многие думают.

Почему забивается радиатор отопителя мне пока неизвестно, лень было вскрывать их и смотреть что там такое (не говоря уж о том, что это будет удовлетворение любопытства за свой счет и без обозримой выгоды от приобретенного знания). Может что-то с ниссановским антифризом не то, а может каналы в радиаторе слишком узкие. Факт в том что через частично забитый радиатор горячей охлаждающей жидкости протекает меньше и соответственно отдает меньше тепла поступающему воздуху.

Бывает конечно что и термостат не работает или салонный фильтр уже превратился в герметичную заглушку, но вот на новых Ниссанах такое считай не попадалось еще вообще.

Кстати, поскольку приемщицы даром что что называются "консультант по сервису" то под определение "печка не работает" или даже "тепло не работает" (!) записывают и неработающий вентилятор отопителя (что тоже сплошь и рядом по причине попадания в него воды или снега и последующего замерзания) и неработающий климат-контроль и т.п. Так что если неисправность неочевидна сразу, то надо идти и выуживать конкретные детали в личной беседе.

Но вот у этого конретного Frontier как раз все было в порядке и с теплом от печки и с температурой двигателя и с вентилятором. Да и еще бы: всего-то 8 тыс. пробега, куплен в этом году. Прокатился, печка шпарит лучше чем у многих другух машин, конкретно так как из фена дует. На холостом ходу не так жарко дует, но тоже более чем удовлетворительно. Написал что проблем нет, а поднимать обороты холостого хода не рекомендую (такая возможность есть, правда в небольших пределах) ибо обернется повышенным расходом топлива и несколько сомнительно как оно будет для коробки-автомата.

Гражданка Мельник осталась крайне недовольна таким обьяснением. Да как это так, да у меня столько машин уже было и никогда-никогда не было такой проблемы, да вот у моих знакомых новые машины и у них тоже нет такой проблемы. Да я просто ненавижу эту машину и никогда-никогда больше не куплю другой Ниссан!!!

Я прямо несколько охуел (или как один френд нашел удачное выражение "был немного ошеломлен") от такой эмоциональной реакции на мелкий, по сути, недостаток в целом неплохой машины (в своем классе). Пошло подумалось что гражданке Мельник тепла не хватает не столько от машины сколько в личной жизни, но тут я не в силах помочь в силу своей природной черствости и бессердечия, гы-гы (ну и еще потому что гражданка старая и некрасивая). И, главное, вот чего они все это мне заявляют, а? Ну не купишь ты Ниссан, да и хер с ним! Че ты думаешь, я от этого проиграю? Меньше зарабатывать буду? Купишь другую, она тоже будет ломаться или иметь какие-то конструктивные особенности и будешь ты снова орать "ненавижу эту машину, никогда не куплю больше!".

Но что ей сделаешь. Поднял холостой ход на 250 об/мин (больше не позволяет) с чем и отпустили. Если все равно будет недовольна начнется цирк "замените хоть чего-нибудь, лишь бы клиент отвязался". И так и будет: заменяем хоть что-то и потом убеждаем клиента что стало же ведь лучше, точно-точно лучше. Авось на тот момент таких холодов не будет и получится разыграть комедию правильным образом.

Фактически же надо ставить какой-то дополнительный подогреватель ОЖ с насосом для циркуляции через печку или перерабатывать систему вообще повышая производительность отопителя, но это же все гарантия оплачивать не будет, а клиент и не собирался ничего платить и подавно. Он же НОВУЮ машину купил, заначит там все должно быть просто перфектно и идеально. Ну что что это не Rolls-Royce? Ведь гарантия же! Ведь покупатель всегда прав же!

Изнежился народ. Дистанционный запуск, подогрев сидений, подогрев руля, печка греет - ан нет, мало этого. Надо чтобы с первой же секунды тепло было. Странно что еще обходятся без подогрева рычага коробки, педалей, ремней безопасности и кнопок радиоприемника. Хотя чего странного - это же суровые жители севера, потомки пионеров и покорителей Дикого Запада. Они мужественно переносят ледянящую хватку ремней и жалящий холодный укус селектора автомата хватаясь за него прямо голыми руками.

Но вообще пиздец как быстро народ перестает ценить хорошее и требовать еще. Тут ведь еще ста лет не прошло как сюда пришли первые колонисты. На пустое место, через леса и болота, на запряженных лошадями фургонах (на машине тогда было не проехать сюда, железную дорогу тоже не проложили еще) или вообще на лужах и с санками на буксире со скромным скарбом. Тут это все в местном музее хорошо показано. Я смотрел и удивлялся тем людям которые жили тогда - упорство и выносливость непредставимые по нынешним временам. Впрочем, наши предки еще и в войнах побеждали в таких же условиях.

Да чего там, родители поди еще на автобусе до работы добирались, мерзли на остановках и набивались как селедки в банку в час пик, а дите их уже жалуется на то как тяжело зимой без автомата и полного привода на машине ездить! Не говоря уж про отсутствие подогрева руля, м-да... Все идет вот к этому:

walle-e-fat-people

(no subject)

Тут товарищ высказался в комментариях: "Автор зарабатывает около 10.000$ в месяц и жалуется на звериный оскал капитализма? Или я чего-то недопонял?" и заслужил развернутый ответ.
Я так понимаю, предполагается что я не должен жаловаться на капитализм раз я при нем столько зарабатываю? Гм, если бы я зарабатывал мало и критиковал бы капитализм, то, естественно, услышал бы, что я просто ленивый жалкий неудачник, потому и жалуюсь. Ну да ладно.

Начнем с того, что такие зарплаты здесь это не столько заслуга системы, сколько наличия нефти и газа в месте где полгода зима (вот сегодня снова все засыпало снегом). Соответственно денег много, а желающих здесь жить - мало. Конечно, автор тоже вкалывает будь здоров и мозги напрягает нешуточно, но с возрастом приходит к запоздалому пониманию что в этой системе своим трудом богатства не заработаешь. Потому что капитализм - это система, которая главным образом вознаграждает не тех, кто много работает и хорошо соображает, а в первую очередь тех, у кого есть деньги. Если деньги у вас есть (настоящие деньги, а не просто чтобы хватило дом без кредита купить), то жить плохо просто невозможно, даже если ты совсем неумный и ленивый. Если же ты умный и трудолюбивый, это еще не гарантия того, что ты будешь хорошо жить. Если ты при этом честный и принципиальный, то это сыграет даже против.

Вон один запатентовал прямоугольную со скругленными углами форму планшетного компьютера и пожалуйста - умер богатым и известным. Другой разработал вакцину от полиомиелита, практически стер с лица земли страшное заболевание, но из принципа не патентовал и потерял миллиарды - и кто из вас без Википедии вспомнит как звали этого еврея (да-да, ломает стереотипы, не правда ли?). Кто из них больше работал? Пожалуй, примерно одинаково. Кто из них принес большую пользу? По-моему не тот, кому достались слава и деньги.


Может это и не вина системы, а вина людей, которые по другому жить пока не умеют, но капитализм - хреновая система. Только не надо думать, что раз лучшей еще не было, то и не будет. Когда-то и рабовладельчество было передовым строем, но только по сравнению с альтернативами, которые существовали в то время.

(no subject)

Написал я тут было одну статью в расчете на то чтобы продать ее некоему изданию, от которого я получил предложение о сотрудничестве (не буду показывать пальцем дабы никого не обидеть). Предложенные изданием расценки на писательский труд были на нижней грани приличия (тут спасибо знающему человеку за информацию о состоянии дел на этом рынке), но с одной стороны я все равно графоманю забесплатно, а тут какая-никакая денежка перепадет, вроде и не совсем копейки. Статью писал и потом еще полировал несколько дней. Далее несколько недель ушло на решение вопроса "а как платить будете?" Ибо нехороший опыт, когда меня напечатали, а заплатить "забыли" уже был.

И ничего из этого так и не вышло. Потому как присланный издательством вариант договора на подпись удивил не только прочерком на месте суммы оплаты, но главное еще и условием пердачи прав распоряжения моими произведениями данному издательству. Ну знаете, за те деньги что были предложены расставаться с плодами своего интеллектуального труда насовсем мне че-то совсем не интересно! Что же это получится, я написал, а потом у них должен разрешения спрашивать и может даже деньги платить за право публикации даже хотя бы на своем дневнике?

Посему, и с превеликим удовольствием, реализовываю свое право на распоряжение плодами интеллектуального труда и выкладываю статью у себя. Ну и фиг что бесплатно!

Однако, раз уж на то пошло, сообщаю, что все права на материалы данного дневника принадлежат лично автору, который будет всячески не рад, если кто-то их начнет у себя перепечатывать не спросясь разрешения у правообладателя, понимаешь! Ну и это, автор как бы полон идей и замыслов для дальнейших материалов, реализация которых требует существенных затрат времени (в отличие от кропания постов в дневничок на скорую руку). Так что если кто хочет проспонсировать - пишите в личку. Если платить будете на нормальном уровне ("don't be cheap on me!"), то можно обсудить и вопрос прав на распоряжение авторскими материалами. Довожу до сведения издателей, что автор является пожалуй единственным русскоязычным писателем-автомехаником за рубежами бывшего СССР и занимается непосредственной работой в автосервисе, в отличие от сонма автомобильных журналистов и авторов, которые проводят дни напролет за клавиатурой в офисной тиши и неге.

Ниже следует образец авторского материала:Collapse )

(no subject)

Некоторые соображения по поводу зимнего вождения. Народ тут пару месяцев назад в комментах рьяно утверждал что зимой нужна машина непременно большая, тяжелая и на полном приводе, иные дескать совершенно непригодны для зимы. Что меня немало озадачило еще тогда, ибо на мой взгляд приоритеты расставляются совсем по-другому.


1. Самое главное зимой - шины. И зимой и летом, единственное что держит машину за дорогу - это шины. Но если летом по асфальту мало кто ездит на грани сцепных свойств резины, то зимой на этой грани и за ней бывают абсолютно все. Так что чем дальше эта грань - тем лучше. Разница вполне заметна даже рядовому водителю между зимней резиной топ-класса и какой-нибудь бюджетной средненькой. А уж между хорошей зимней и какой-нибудь всесезонкой - просто пропасть.


2. Дальше очень пригодится вся та масса электронных помощников к которым "опытные водители" и всякие прочие доморощенные гонщики и эти, как их, дрифтеры относятся с бесконечным презрением: ABS, ESP, EBD, Traction Control и т.п.. Да, слыхали, многим оно все типа мешает, они сами умеют ездить лучше, проходить повороты веером, в силовом управляемом заносе и все такое. Тот факт что и мастера автоспорта с дороги вылетали и машины мяли неоднократно, пока не достигли своего уровня, дрифтеров не смущает. Наверное у них машин в запасе много или бесконечная кредитная линия на кузовной ремонт. Если у вас таких условий нет, то не слушайте тех, кто говорит что от электронных систем нет пользы. Польза есть и она огромна. Водитель ни физически ни технически не может управлять торможением каждого колеса в отдельности, а вот ABS - запросто. А уж современные системы стабилизации и подавно могут делать такие трюки, которые не под силу и спортсменам. Например притормаживать отдельно взятое колесо в повороте удерживая машину на заданной траектории. Или при разгоне прикусить буксующее колесо перебросив крутящий момент через дифференциал на другое, с лучшим сцеплением. Что, кстати, помогает еще когда застрянете в снегу. Кстати, я просто наповал поражен тем фактом, что здесь в Канаде вижу машины вплоть до 2008 года выпуска, на которых нет даже ABS. Вот на днях была Nissan Sentra 2008 года такая, а ведь не самая наидешевейшая машина же. На моем CR-V 99-го года хоть ABS есть, а на новой Mazda 2 и вовсе полноценная система стабилизации стоит (хоть она и в самой дешевой комплектации).


3. Еще больше чем летом зимой нужно то, что в совокупности называют "управляемость". Обыватель считает что главная функция подвески - это чтобы на ямах не трясло. На самом деле подвеска должа обеспечивать постоянный стабильный контакт каждого колеса с дорогой под оптимальным углом для максимальной реализации сцепных свойств шин. А также она должна давать водителю возможность почувствовать что происходит с колесами, т.е. служить источником информации, а не изолировать водителя от дороги. Аналогично и рулевое управление - это тоже канал, по которому к водителю приходит информация о сцеплении шин с дорогой. Кстати зубодробильно жесткая подвеска, которую тоже так любят всякие "тюнеры", хорошо работает лишь на идеальном покрытии трека, а вот на неровных зимних дорогах это далеко не лучший вариант.


4. И вот только теперь нам нужен полный привод. Полный привод дает значительный прирост в разгонной динамике. Однако заметьте, что в отличие от ситуаций типа "занесло/понесло" или "срочно затормозить", ситуации когда надо срочно разогнаться редко возникают неожиданно и непреднамеренно со стороны водителя. И конечно же полный привод нужен когда снегу навалит и надо выкапываться из сугробов. Впрочем, хорошая зимняя резина тут тоже сильно помогает. Имейте в виду, что при торможении полный привод уже не помогает никак, а жесткий полный привод без центрального дифференциала в повороте приводит к неизбежному проскальзыванию колес, а следовательно резкому ухудшению управляемости. Вообще далеко не всякий полный привод одинаково полезен во всех условях, тут нюансов достаточно много.


5. Если все вышеперечисленное вам не помогло (или вы им пренебрегли) и вы таки идете на таран - вот тогда уже вам нужен размер и вес.


Так что расставляя приоритеты при выборе автомобиля для зимы думайте что для вас важнее: победить в таранной атаке - или уклониться от нее.


Все советы основаны на личном опыте вождения разных машин в зимних условиях. На всякий случай сообщаю, что автор не всю жизнь прожил в Ирландии и далеко не первую зиму проводит за рулем.

(no subject)

Какие впечатления от вождения в Канаде? Да ничего особенного. Переходить с правостороннего на левостороннее движение мне уже как нефиг делать. За три дня даже ни разу не выехал на неправильную сторону. Обычно по дорогам-то ехать легко, но вот на всяких паркингах и во дворах нет-нет да и поедешь не по той стороне, но в этот раз такого не было уже. Озадачило, что с разметкой на дорогах совсем не очень, после Ирландии ездить так неудобно. Возможно это из-за климата, а может просто и плюют на это, все равно под снегом не видно.

Снег был, но выпадало немного и убирали его быстро, даже во дворах к обеду уже было убрано. Также ожидал, что на прокатной машине будут зимние шины - фиг вам, галимая всесезонка. Благо дороги были относительно нескользкие.

Также не совсем был уверен насчет правил движения. На светофоре со стрелкой можно поворачивать, когда горит зеленый или надо ждать стрелки? Сперва вроде заметил, что поворачивают по стрелке, но потом в одном месте как дурак простоял весь зеленый сигнал, а стрелки так и не дождался. На красный можно поворачивать направо как в Америке или нельзя, как в Европе? Местные поворачивали, ну и я стал. Скорость соблюдать с точностью до запятой или приблизительно? Заметил что чего-то я в потоке шибко отрываюсь вперед и стал соблюдать до запятой. Слава богу, полицейским на глаза не попался. Теперь еще буду надеятся, что в прокатную контору моих портретов с фоторадаров не придет.

Поскольку в Америке все большое, машину решил брать не самую маленькую, как обычно делаю. Тем более, что цена на маленькие и особо маленькие машинки была такой же как на средние. Средней машинкой оказался Dodge Avenger, который сперва ничем не впечатлил, и лишь потом полистав купленный каталог машин я обратил внимание, что у него аж 280 лошадей с хвостом. В смысле 280 с хвостом лошадиных сил, а не хвостатых лошадей. По идее я должен был впечатлиться и преисполнится уважения, ведь до сих пор с подобным зарядом мне попадались лишь в руки Mazda RX-8 и Nissan 350Z. Ан нет, не впечатлился. Причем ни одним из них. Комфортно-быстрый разгон, но не более того. Все же крутящий момент он в условиях обычной езды, а не гоночного трека, поважнее будет, чем количество лошадей под капотом. Так что наш выбор на будущее будет либо современный дизель, либо турбомотор с хорошим моментом. С дизелями в Канаде, правда, неважно. Выбор совсем никакой, да и дизтопливо стоит заметно дороже бензина. Вдобавок еще проблемы с зимним запуском... Н-да, не думал я когда-то, что стану любителем дизелей. Ну да ладно, при дальнейшем росте цен на нефть будут и здесь дизеля.

Чего еще ожидать от американской машины с автоматом? Плохо рулится? Автомат тупит? Оказалось что нет, и то и другое на средненьком таком уровне, не раздражает и ладно. И вообще машинка по всем показателям оказалась средненькой и ничем не примечательной, едет и ладно. Настолько заурядная, что вечно терял ее на стоянках и ходил по рядам в поисках - я просто забывал как она выглядит!

Бросающееся в глаза отличие от Европы - это размеры всего что движется. Nissan Navara, который в Ирландии кажется здоровым неповоротливым бегемотом, здесь оказался маленьким пикапом. Ниссановский фургон здесь построен на шасси джипа с рамой и пятилитровой восьмеркой под капотом. Грузовой отсек у него такого размера, что туда кажется можно запарковать мой Transit Connect. Но грузоподьемность заявлена всего полутонны до восьмисот килограмм! Мой Connect по паспорту берет 900 кг, при этом фордовцы эдак неофициально упоминали, что и полторы тонны его не выведут из строя. Странно как-то... А какие тут прямо через город ездили составы со всяким нефтедобывающим оборудованием, да и просто грузовые фуры с двумя прицепами общей длиной метров по тридцать наверное! Впечатляет, жаль рулить и делать фотки было несподручно... Однако с такими составами здоровенные американские капотные траки выглядели совсем мелкими и даже непонятно было как такая маленькая машинка тащит такую дуру за собой :-)

Впрочем необходимость ездить на таких здоровенных пикапах осталась непонятой, дороги вполне проходимы и для мелких машин, да и для доставки собственной тушки по сугробам вполне хватило бы какого-нибудь Suzuki Jimny на хорошей резине. Так что это либо писькомер как шестисотый мерседес в Москве или Range Rover в Ирландии, либо "суровая необходимость" таскать для отдыха на природе жилой трейлер с тремя спальнями, гостинной, бассейном и гаражом с квадами и снегоходами для всей семьи - тут такие чуть не на каждом углу продаются. Отдых на лыжах и с палатками, видимо, непопулярен.

Фоток пока не будет, пишу с айпада в аэропорту от нечего делать, а с него загнать фотки в дневничок это неординарная задача. Да и особо ничего не нафоткал, ездил все же по делу, а не на отдых.