ploughlike_elk (ploughlike_elk) wrote,
ploughlike_elk
ploughlike_elk

Categories:

Мемуары. Часть 2

Мопед мне захотелось только когда возраст подошел к 14. До того я замечательно обходился великом. На великах с пацанами на Украине мы довольно-таки далеко катались, хорошо так за пределы поселка. И никто даже не беспокоился как это детки лет десяти болтаются неизвестно где на велосипедах и по дорогам где машины ездят, в лесу или на речке где-то. Зато выработались какие-никакие понятия как себя надо вести на дороге чтобы не убиться.

На Украине, впрочем, мопедов особо-то и не было, а вот в Латвии совсем другое дело - практически национальный вид транспорта. Нормальный пацан должен был иметь какой-никакой мопед. Не скажу чтобы у каждого он был, но у большей части пацанов в нашем классе тот или иной мопед был. Пердучая и уродливая Рига-13 мне никогда не нравилась и, слава богу, удалось выпросить у родителей купить мне "Mini". Покатавшись три дня всякими дворами и огородами я быстро осмелел и выехал на дорогу. Как большой.

На мопед, кстати, в Латвии выдавали особый номерной знак (не такой как для машин и мотоциклов) и надо было сдавать ПДД на мопедные права и для получения этого знака.

Обзаведясь мопедом я как-то резко из затюканного новичка и отщепенца в классе превратился в своего в доску и закорешился со всякими двоечниками, с которыми раньше и срать в одном поле не сел бы - потому что у них тоже были мопеды. Мопедисты в поселке иногда сбивались вообще в массовые стаи, человек по 30 - 50 подражая модным тогда городским рокерам (которые на мотоциклах, а не тем которые играют рок). Но я в таких мероприятиях не участвовал. В основном у нас была группа из пяти пацанов, которые и катались и вообще тусовались вместе довольно-таки интеллигентным образом.

Занятно что даже бензин в первое время еще покупали по талонам, а не за деньги. Молодежь не в курсе, но в советское время бензин на заправке за деньги не продавался. Надо было покупать талоны на бензин в магазине (я покупал в гастрономе), а потом этими талонами расплачиваться за бензин на заправке. В чем смысл - хрен его знает. Может чтобы бензин налево не уходил.

Тем не менее это было круто - ты как взрослый дядька заруливаешь НА ЗАПРАВКУ, глушишь ДВИГАТЕЛЬ, даешь талоны в окошечко и говоришь "МНЕ 76-Й", заливаешь бензин в специальную такую лейку с бурбулятором, отмериваешь туда масла М8В в пропорции 1:22, перемешиваешь и потом заливаешь смесь в бак. Эх, сейчас дети этого не поймут, а тогда это было самое что ни на есть вхождение во взрослую жизнь. Теперь уже можно было матери сказать "я пошел в гараж" и идти за мопедом (у нас гараж был на участке где строился дом, а жили мы в квартире в километре оттуда), а потом ехать на нем куда угодно, да в такие места куда ни пешком, ни на велике хрен дотопаешь. И в горку уже не надо было пыхтеть налегая на педали, в худшем случае переключаешься на первую передачу и все равно едешь. Хотя была в городке одна горка куда заехать на мопеде своим ходом было показателем незаурядной крутизны твоего мопеда. Пару раз я ее таки одолел не спрыгивая и не заталкивая мопед руками. Ну и запах бензина смешанного с маслом и выхлопом приобрел стойкую ассоциацию с летом, каникулами и свободой. Школу я терпеть не мог хотя учился лучше всех в классе. Если бы не упрямство молодости подталкивавшее на демонстративное пренебрежение учебой мог бы легко закончить с золотой медалью, а так ограничился тем что за первые шесть классов ничего кроме пятерок в табеле не имел. Потом уже были какие-то редкие четверки там и сям. Собственно я и домашними заданиями пренебрегал, быстренько решая все что задали на переменах чтобы дома уже не надо было ничего делать. Сочинения только приходилось таки писать дома и "Бородино" наизусь учить - тоже.

"Mini" через год был сменен на "Delta" ввиду несравнимо большей престижности последней, благо продать можно было за те же деньги что купил - дефицит. "Delta" была еще большим дефицитом и покупка ее стала настоящим приключением. Нас было трое пацанов из класса (и еще один из параллельного), кто собрались покупать "Delta". Надежды что ее завезут в наш городок не было никакой, вообще. Поэтому мы стали звонить в магазин в большом городе, откуда-то взялся слух что туда должна была поступить партия. Само собой, никаких предзаказов никто принимать там и не думал да и когда подходил уже срок поставки, отвечали лишь "возможно завтра привезут". И мы три дня подряд с деньгами и канистрами бензина в рюкзаках ездили на автобусе в город, дежурили под дверями магазина весь день и возвращались ни с чем. За бензин в канистрах нас из магазина выгоняли и приходилось ждать на улице. Но на четвертый день таки повезло, да еще и папаша одного из пацанов забросил нас до магазина на своих Жигулях. В задний двор магазина зарулил грузовик - а на нем штук двадцать ящиков с мопедами (по два в ящике). И куча народу. Как ни странно, но нас, мелких пацанов, не оттолкали в сторону, хотя первые пять или сколько там штук достались вне очереди ветеранам (само собой, ветеранам мопеды не нужны, но внукам помочь купить это святое дело). Еще в ящике мопеды разделили с напарником, "этот мой, а этот твой", после чего оттащили в сторону, распаковали, собрали, заправили, завели - и долгий путь домой. Это на машине 45 км проезжаешь за полчаса, а на мопеде, да еще необкатанно, который страшно перегреть и испортить навсегда это многочасовой путь :-).

Как-то незаметно и постепенно пришлось к мопеду прикладывать руки. Благо от отца осталось много неплохого инструмента, было интересно постепенно разбирать его ящики и обнаруживать там все новые и новые. Сначала по мелочи, тросики смазать или цепь (тогда это делалось проваркой ее в расплавленном солидоле), потом все глубже и глубже: карбюратор разобрать и почистить, зажигание порегулировать (на мопеде было очень наглядно как меняется характеристика двигателя от момента зажигания, там оно было фиксированное), приходилось и цилиндр снимать чтобы восстановить сорванную резьбу под шпилькой, а там уже и стал пробовать растачивать окна в цилиндре чтобы работал лучше. Первый мопед у меня работал лучше, разгонялся до 60 км/ч (при паспортных 40 км/ч), а второй был уже не очень, у него гильза была запрессована в цилиндр криво. После расточки стало получше.

Под конец мопедного периода я из водопроводных труб и каких-то подходящих колес сделал к нему довольно изящный грузовой трейлер, чтобы возить товар на рынок (об этом - позже). И с этим трейлером ездил даже зимой, по гололеду и снегу и с сотней килограммов на прицепе. Вот так вот ноги на землю ставишь - и как на лыжах катишься до рынка. Падал несколько раз, но сцепка на прицепе была рассчитана и на это тоже, а скорости были маленькие.

Самое страшное на мопеде было не упасть, а столкнуться с цыганами. Считалось что если цыгане тебя поймают и остановят, то с мопедом можно распрощаться - настойчиво попросят дать покататься и скорее всего уже не вернут никогда. Цыгане были моторизованные, тоже на мопедах, но у них были всякие убитые Riga-13 или вообще всякий самопал и тягаться с мощью 2.2-сильного двигла V-50 на Mini или Delta у них шансов не было. Вот так унося ноги от моторизованного цыгана я  однажды не глядя выскочил из переулка на главную дорогу, повернул направо, глянул в зеркало - и сразу за собой увидел огромный "Урал". Позже я понял что со смертью я разминулся тогда всего на пару секунд :-).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments