ploughlike_elk (ploughlike_elk) wrote,
ploughlike_elk
ploughlike_elk

Categories:

Мемуары. Глава 1.

Примерно в эти дни (не помню уже, то ли 17 октября, то ли где-то около того) 19 лет назад я подписал договор на аренду гаражика в Риге чтобы в нем заниматься авторемонтом и установкой сигнализаций. В нем я проработал почти девять с половиной лет и вот только недавно я осознал что это была лучшая работа из всех что у меня были. Но начинать надо не с этого.

Откуда у меня такой нездоровый интерес к автомобилям? Черт его знает. Да, отец был автомехаником, но он много где еще работал. Собственно, как раз в автосервисе он и не работал. Работал шофером, имел все категории в правах и квалификацию "Водитель Первого Класса" - ну то есть круче не бывает. Папаша вообще был идеалистичный нонконформист. Вступил в партию потому что думал что там самые лучшие люди общества. Получил высшее образование в Высшей Партийной Школе КПСС. Работал начальником автоколонны - довольно таки немаленькая степень начальства. А потом разочаровался в КПСС и советской власти, порвал партбилет, причем задолго до перестройки, когда это стало модным трендом. С начальников его поперли за это конечно, потом он сидел без работы какое-то время (поди с волчьим билетом в характеристике за такое дело), писал в журнал "Крокодил" в поисках справедливости. Я привлеченный логотипом "Крокодила", который я любил читать (у отца была огромная подшивка), это письмо открыл, ничего не понял по молодости лет, но мне за это сильно влетело все равно. Потом отец устроился слесарем на какой-то заводик (вроде даже ювелирный), потом работал механиком в милицейском гараже и слушал "Радио Свобода" по ночам. В общем, неуживчивый характер и подверженность наивным идеям это у меня явно наследственное, от отца.

Отец особо детьми не занимался (как и я впрочем своими) и больше выполнял карательные функции - это с матерью можно было спорить, а вот отца я побаивался (как и мои чада - меня). Хотя он не пил (вернее был ответственно пьющим ;-) ), не курил вообще (если только на спор), умел делать по дому все что угодно. Ну разве что телевизор сдавали в мастерскую если ломался, а так все отец сам делал. Причем хорошо делал. Машину тоже сам всегда обслуживал и ремонтировал. Ну вот, наверное, с подсознательной целью заслужить его уважение и у меня рукастость развилась. Мне всегда было стыдно что-то не уметь делать потому что вот отец бы не одобрил, м-да.

Хотя сам я в детсве был чисто ботаником. Это сейчас у меня рожа кирпичом и глаза с нехорошим прищуром - люди частенько побаиваются, а в детстве я был тощий, хлипкий и в очках, в драки не лез и почти не бедокурил. До седьмого класса еле мог пару раз подтянуться. В седьмом классе на меня что-то нашло и я хоть и не побил рекорд в своем классе, но был близок к тому. После школы еще и в секцию карате ходил какое-то время, но потом появились другие интересы (девки, деньги, ага).

А, ну да, еще я непрерывно рисовал машины. Едва ли не сколько себя помню. Почти всегда в виде сбоку, иногда в трех проекциях, как на чертеже. Трехмерное изображение мне так и не далось - я не столько художник, сколько чертежник. Но зато начертил я этих машин дофига. А что еще на уроке делать, не слушать же что там училка говорит! Собственно даже в классе моем некоторые запомнили что я машины все время рисовал.

И не только в школе, но и дома. Целыми альбомами в больших толстых тетрадях в клетку. Один даже сохранился у меня до сих пор :-). Надо картинки насканировать оттуда что ли...

Однокашники часто спрашивали глядя на мое творчество "а это какой марки машина?" Блин, ну никакой она марки, я их сам придумываю. Да, была у меня мысль стать автодизайнером, я даже книги искал на тему технического дизайна в библиотеке, но изучив этот вопрос понял что мне дизайнером не стать - нет у меня художественных способностей и яркой выдумки. Да и вообще это достаточно гуманитарная специальнось, а я был ярко выраженный технарь по складу ума.

Но практически до конца школы технарь я был чисто теоретический. Игрушки свои я никогда не ломал, следовательно и не ремонтировал. Какие-то инструменты брал в руки редко и с переменным успехом, скажем так. Правда у меня было до фига всяких разных конструкторов: и из железных планочек с винтиками и гайками, и пластмассовые всяких разных систем, и некое отдаленное подобие ЛЕГО в советском исполнении, парочка как бы архитектурных конструкторов и целых три одинаковых комплекта ГДР-овской копии ЛЕГО - из чего получился просто гигантский набор деталек для творчества. Чего я только не собирал из него: от здоровенных транспортных самолетов до зданий аэропорта, модели комбайна (!) и бесконечных вариаций всяких машинок. Даже помню придумал такую модель, которая из самолетика одним движением по отстегиванию лишнего превращалась в автомобильчик. С этим конструктором я настолько много играл что детальки окончательно износились и перестали держаться одна за другую и их приходилось прокладывать волокнами ваты для более плотного соединения. Может потому я и не ломал игрушки, что у меня не было проблем с доступом к конструкторам.

Но зато читал я запоем, проглатывая целые тома за день-другой (надо вернуться к этой практике, читать книги на английском, а не в интернете сидеть часами). Очень много читал в детстве. Кстати научился читать я совершенно самостоятельно чем немало удивил родителей, когда я потребовал зайти в магазин игрушек увидев его из окна машины. На попытку ввести меня в заблуждение, что дескать никакого магазина игрушек тут нет, я возразил что прочитал вывеску и там написано "игрушки". Собственно научился читать я по книжке "Обучение ребенка чтению". Валялась такая в доме, наверное родители планировали обучать меня, но у них руки не дошли (угу, тогда они у них дошли зато до того чтобы мне брательника заделать). В итоге меня еще в садике запрягали читать группе книжки вслух.

И в библиотеку я упросил меня записать еще до школы. Повезло - в поселке на Украине где я жил библиотеки были с очень хорошим выбором книг. Когда меня в первый раз мать за руку еще привела в библиотеку (это до школы еще, напоминаю), библиотекарша мне показала на книжки для первых классов. Но я решил, вы че, издеваетесь что ли, чтобы я тут сказочки с картинками про мишек и лошадок читал? Вы меня что, за идиота держите, да? В итоге в певый же визит я не без борьбы и не без содействия родителя взял домой... пару номеров журнала "Моделист - Конструктор". Это шестилетний шпингалет, на минуточку, не удивительно что библиотекарша не хотела давать. Ну и потом я уже сразу залезал в секцию где книги для школьников постарше, про космос, про самолеты ("Как человек научился летать" была такая клевая книга, хорошо изданная и интересно написанная, вот до сих пор помню!), ну и про машины, само собой. Тогда, впрочем, про машины разве что книги Долматовского были. Но они таки дико хорошо написаны были и даже без картинок (страницы с картинками были вырваны) читались на ура и запоем.

И, само собой, журнал "За Рулем". Тогда оформить на него подписку было трудно. По неким льготам подписку давали селянам в деревне, а мы жили в "поселке городского типа" - тоже деревня, но большая, с заасфальтированной центральной площадью с райкомом партии и Лениным показывающим рукой на универмаг. Каким-то образом у отца образовался знакомый в деревне, на которого и оформили подписку. Раз в месяц ездили к ним в гости и там брали очередной номер журнала. Вот с номера 1, 1983 года я их и читаю. Потом уже у отца обнаружились и более старые номера, но их я разрезал на страницы с картинками по своему разумению и подшил скоросшивателем. За что мне тоже влетело, и еще как. Сильно позже я и сам готов был отодрать себе задницу когда оказывалось что от ценной статьи в "Клубе Автолюбителей" или "Страничке Мотоциклиста" осталась только половина. Удушил бы паршивца собственными руками, ей богу! Н-да, где-то в то время, можно сказать, я был на волосок от смерти.

Потом еще добавилась подписка на "Юный Техник" (о, только сейчас сообразил, а я ведь писал даже что в русском языке мол нет слова "техник" думая что это плохая калька с английского" technician"), "Техника Молодежи" и даже "Автомобильная Промышленность США" (ага, был такой журнал в советское время, представьте себе). "Наука и Жизнь" никогда не выписывали - дорого было, и так в сезом подписки тратили под сто рублей на подписки (ползарплаты за месяц, если что). Но ее я в библиотеке брал, еще у какого-то знакомого родителей взял пачку номеров. У другого родственника были утащены-подарены-ребенку пара лет "Техника Молодежи" за 1968 - 69 годы - эти были обалденны, в восьмидесятые годы журнал был уже не тот. Зато в поздние годы там появилась рубрика программирования для программируемых калькуляторов. Я сразу такой захотел, но увиденный в магазине похожий калькулятор, выпрошенный купить у родителей, оказался нифига не программируемым - я был малой еще и не разобрался в моделях. Позже я таки купил правильную модель и с головой ушел в освоение программ. Да так что когда в школе пошли уроки информатики и я дорвался до персонального компьютера (Электроника какая-то-там) в классе программирования, то учителя на уроке я уже не слушал. Пока он там обьяснял детишкам какие-то прмитивные основы я уже транслировал с языка калькулятора на Бейсик подобие авиасимулятора и даже делал к нему некий графический модуль. Уже после школы у меня появились деньги на покупку клона ZX Spectrum. Наигравшись вволю в игры я снова с головой ушел в программирование (к огромному неудовольствию домашних, которые лишились сразу телевизора, магнитофона и игрового компьютера). Быстро выяснил что Бейсик очень медленный и на нем ничерта не сделаешь, стал осваивать Ассемблер, но пал жертвой плохой аппаратной базы - сохранять фрагменты кода на магнитофон с зажеванными кассетами и раздолбанным линейным входом было лотереей с непредсказуемым исходом. Там уже скоро и первая машина появилась и программист во мне умер. О чем я периодически жалею, ибо интерес у меня был очень большой к этой технологии, а деньги в ней зарабатываются куда большие чем в автосервисе (я не о среднем уровне, а о максимальном говорю)

А, да, первая библиотека в которую меня записали это была какая-то вроде как школьная, но не при школе, а отдельно. Потом я был записан в собственно детскую (вот она была шикарная по выбору книг, особенно всяких научно-познавательных и фантастики). Потом еще уговорил мать записаться во взрослую, чтобы мог оттуда брать книги. Достаточно быстро я стал ходить туда сам, но по абонементу матери, и там уже можно было найти очень хорошую научную фантастику, которой в детской библиотеке не было. И даже библиотека в школе имела довольно неплохой выбор книг.

То-то я думаю с чего бы это у меня в сорок лет вдруг снова появился острый интерес к науке. А это я в детство впадаю оказывается.

Вот так, запоем читая все подряд, я постепенно дошел до книг по устройству автомобиля. Уже не популярных, а серьезных, их у отца было, а потом и сам покупал когда видел в магазине. "Автомобильный справочник НИИАТ" в двух изданиях, "Советские Автомобили" в издании шестдесят какого-то года и еще одно, еще более старое и уже довольно ветхое. Эх, жаль не сохранились! Еще альбомы по устройству "Жигулей" с отличными иллюстрациями всех систем и агрегатов (блин, вот почему сейчас нет таких книг!), каталоги деталей для "Жигулей" разных моделей и Волги ГАЗ-24. Еще какие-то книги были. И вот я по ним более-менее досконально изучил устройство автомобиля... при этом даже не представляя как многие детали и узлы выглядят в натуре! Потому что в гараж с собой меня отец не брал, он с машинами ковырялся сам по себе или с какими-то своими знакомыми.

Но зато он научил меня водить машину еще в семь лет! Не просто рулить, а именно жмакать на педали, переключать передачи (ну там с первой на вторую только), трогаться (это самое страшное конечно) и останавливаться. Сидя на коленях у отца, конечно, но таки сам! И таки в семь лет! :-)

Когда мы переехали в Латвию у отца случился инсульт. Он как раз привез контейнер с вещами с Украины, разгрузил его, пошел мыться в душ - и упал. В первый же день по приезду в Латвию (мы с братом и матерью приехали раньше). Очень тяжелый инсульт, думали умрет в течении следующих пары дней. Но он остался жить парализованным, не мог говорить, потом немного пошел на поправку, вернулась речь, даже начал ходить... Но резко сдал и умер когда мне было шестнадцать. Машину продали задолго до того, так что больше уроков вождения у меня не было пока в школе не началось автодело.

Но зато с четырнадцати лет у меня начался Мопедный Период. Об этом уже в следующей главе, а то поздно уже.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →